Чем опасно потепление для зимних шин?
В межсезонье погода крайне непредсказуема и для многих автомобилистов начинаются проблемы выбора. Подождать ли до настоящих снегопадов или все же переобуться заранее, как того требуют технические стандарты? Но вдруг вновь наступит неожиданная оттепель, и тогда шиповки и липучки начнут проигрывать по своим функциональным свойствам летней резине. Как же быть?
В соответствии с техническим регламентном смена летних колес на зимние производится после перехода средней температуры воздуха ниже 7 градусов. Если днем около десяти, а ночью немного ниже нуля, то стандарты предписывают ездить на зимних колесах, ведь средняя температура составляет в этом случае примерно 5 градусов. Но как поведет себя автомобиль?
Тормозной путь меньше
Как правило, каждый производитель выпускает две разные модели зимних покрышек. Первые предназначены для неснежной зимы, а другие для заполярных районов северных стран. Естественно, первые тормозят на асфальте заметно лучше мягких «полярных» колес. Но они же значительно проигрывают по управляемости в снегопады и беспомощны в гололед.
Что ж касается шиповок, то они все идут, как шины для экстремальных условий эксплуатации и разрабатываются для температурных режимов много ниже нуля.
Тесты шин, проводимые при 3-7 градусах тепла на сухом асфальте, показывают, что любая зимняя резина во время оттепели значительно проигрывает по тормозному пути летним покрышкам. Самый большой тормозной путь у шиповок, которые из-за торчащих зубьев плохо цепляются за асфальт и проскальзывают. Тем самым машина с 60 км/ ч останавливается примерно на два с половиной корпуса дальше.
Липучки для снега тормозят немного лучше, но тоже проигрывают летним колесам полтора-два корпуса. К тому же с ростом температуры до 11 градусов тепла тормозной путь зимних шин увеличивается на полметра, снижается их стойкость, резина размягчается и начинается повышенный износ протектора.
Осенняя жара до 11 градусов и перегретый на солнце асфальт могут привести к выпадению шипов и снижению долговечности шины. Мягкая резина оставляет даже черные следы на асфальте. Но такие оттепели, как правило не длятся дольше недели и негативный эффект от них не очень заметен. Если ездить в спокойном режиме без резких замедлений и ускорений, то можно без последствий пережить оттепель и сохранить шипы в целости.
Летняя резина непредсказуема
Кроме того, несмотря на проигрыш в тормозном пути, зимние шины обладают существенным достоинством. Они намного лучше выдерживают локальные понижения температур. К примеру, осенью оттепели бывают только днем. По ночам температура вновь опускается до нуля и больше. И если продолжать кататься на летних покрышках до декабря, то велик шанс попасть на них в неприятную ситуацию вечером или ночью, или ранним утром при поездках на работу.
Даже чистый асфальт на морозе ниже —5 градусов способен «потеть». При торможении под протектором в пятне контакта мгновенно образуется тонкий иней. Из-за разницы температур нагретых от трения покрышек и ледяной земли из воздуха выпадает влага и замерзает тонким слоем, который тут же превращается в ледяную корку. Задубевшие летние шины могут легко поскользнуться на нем и тормозной путь вырастет. Тогда автомобиль укатится гораздо дальше и велик шанс неожиданного ДТП.
Что же касается зимних покрышек, то их тормозной путь почти не зависит от температуры и даже сокращается на полметра при резком падении температуры. Они легко справляются с инеем и не боятся укатанного снега.
Поэтому небольшой проигрыш в тормозном пути на зимних шинах легко компенсируется аккуратным вождением во время оттепели. Если днем тормозить немного заранее, без резких ударов по педали, то поведение автомобиля останется предсказуемым и понятным. Что же касается летних покрышек, то около нуля градусов они могут преподнести неприятный сюрприз.
В общем, лучше не тянуть со сменой резины и не бояться оттепелей. Небольшой негативный эффект повышенного износа зимней резины с лихвой компенсируется их надежной работой в широком диапазоне температур.