Одной из причин серьезных аварий с пострадавшими людьми является пьянство за рулем. Водители в состоянии алкогольного опьянения совершают неадекватные и непредсказуемые действия. Следовательно, нужен контроль за ними. И такую слежку может «предпринимать» сам автомобиль.
Министерство промышленности и торговли рассматривает возможность законодательно закрепить требование для производителей оснащать алкогольными замками свою продукцию.
Технические возможности уже позволяют это делать. Производители еще в конце 2000-х годов пробовали устанавливать на машины приборы, способные улавливать пары алкоголя. При их обнаружении бортовой компьютер блокировал машину, не давая водителю ехать дальше. Приходилось ему оставлять транспортное средство на паркинге и отправляться домой на такси.
Машина не для пьяниц
По данным «Коммерсанта», инициатива Минпромторга вызвана тем фактом, что с 2022 года все транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы приборами, блокирующими зажигание при обнаружении в воздухе паров алкоголя. Подобная практика может применяться и в России. На совещании в Минпромторге рассматривалась возможность принятия таких требований и для российских автомобильных компаний.
После обсуждений принято решение до 1 октября этого года разработать концепцию эксплуатации подобного оборудования, а к концу декабря — «проработать вопрос» «о стимулировании массового внедрения алкозамков в серийные модели». Работы предстоит много, так как приборы эти требуют особого подхода при эксплуатации.
В течение нескольких месяцев автомобильный институт ФГУП НАМИ проверит влияние устройств на безопасность транспортных средств. Должны быть исключены ситуации, когда работа алкогольного замка негативно влияет на работу мотора. К примеру, он не должен выключать силовой агрегат во время движения. Программа может лишь снимать часть момента и препятствовать быстрой езде. Однако перед началом движения, при запуске мотора, алкогольный замок, обнаружив пьяного человека, не даст завести мотор.
Определяется круг использования таких устройств. Они могут появиться не только на легковых машинах для личного использования, но и на коммерческих транспортных средствах. Эксперты разработают методы испытаний и правила их монтажа.
Опыт неудачный, но приборы улучшатся
В России уже имеется опыт применения алкогольных замков. В 2010 году их ставили на некоторые школьные автобусы в Татарстане и в Ивановской области. Пилотный проект бы признан неудачным, и дело застопорилось. Слишком капризными оказались эти приборы. При установке их на автобусы любой пассажир мог подышать на замок, и двигатель не заводился. Приходилось ждать около получаса, пока электроника вновь не включит зажигание. Помимо алкоголя, оборудование могло реагировать на резкие запахи табака и одеколона.
Между тем МВД поддержало инициативу и предлагало устанавливать приборы на машины водителей, уже лишавшихся прав за пьянство.
Сейчас диагностирующее алкоголь оборудование производят несколько компаний. Его стоимость колеблется в районе 20-120 тысяч рублей.
Возможно, разрабатываемые Минпромторгом стандарты и требования к измерительному оборудованию помогут скорректировать чувствительность алкозамков для их более надежного функционирования.
«Не все водители пьют»
Автоэксперты неоднозначно отнеслись к инициативе внедрения алкозамков на машины в России. Так, Игорь Моржаретто напомнил, что ни в одной стране Европы пока нет требования к обязательной установке отслеживающего алкоголь оборудования.
В свою очередь, координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов отнесся к предложению Минпромторга еще более жестко и напомнил, что, согласно статистике, только 1% от всех водителей в нашей стране употребляют алкоголь перед тем, как сесть за руль, однако стоимость приборов придется оплачивать всем.
«Не все водители пьют. Попадается только 1% от всех автомобилистов страны, а 99% ездят трезвыми. Почему 99% добропорядочных автомобилистов должны оплачивать приборы, которые потом еще придется обслуживать?
Кроме того, есть много вопросов к способам функционирования алкозамков. При несоблюдении методики измерения могут происходить как ложноположительные срабатывания, так и ложноотрицательные. Химические соединения, которые искажают результаты, естественным образом находятся в парах окружающего воздуха, например это пары незамерзайки.
При обязательном массовом внедрении таких приборов на автомобили мы столкнемся с тем, что водители будут их просто отключать», — подчеркнул Петр Шкуматов.