«Водитель уснул за рулём». Такую формулировку при описании различных ДТП стали использовать всё чаще. При этом официальной статистики о том, сколько именно аварий произошло по вине уставших водителей, до сих пор не ведётся. По негласной же статистике они становятся причиной ДТП в каждом пятом случае. Нередко медики говорят, что состояние усталости сказывается на водителе, как и состояние опьянения. Почему же так опасно выезжать на дорогу невыспавшимся — рассказывают эксперты.
Схожий эффект с опьянением
Врачи говорят, что, если человек недосыпает, у него начинают развиваться в нервной системе процессы, идентичные тем, что происходят у пьяного человека. «Состояние сильно уставшего человека и человека, который находится под воздействием алкогольных веществ, различны по происхождению, но в результате дают схожие эффекты», — говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества неврологов Татьяна Батышева.

Алкоголь непосредственно воздействует на работу центров головного мозга, которые осуществляют регуляцию тонуса сосудов, меняет вегетативные реакции, к примеру, он может стать причиной увеличения частоты пульса, изменения давления и лёгочной вентиляции. При этом наиболее чувствительным к спирту, содержащемуся в алкоголе, оказывается мозжечок: он ответственен за контроль над двигательной сферой. В результате у человека нарушается координация движений, снижается мышечный тонус, ухудшается равновесие положения тела в статике и динамике.
«Для переутомления также характерно нарушение регуляторной функции ЦНС, координации двигательной и вегетативной функции. В результате у человека ощутимо снижается способность сознательно контролировать свои движения. Ощущается резкий упадок сил, одышка, сердцебиение», — отмечает Татьяна Батышева.
Такие состояния в анамнезе, составленном неврологом, будут описаны так: «целенаправленное внимание неустойчиво». И это повышает риск для человека за рулём. Нередки случаи, когда уставший водитель отключается лишь на несколько секунд. Такой сон и сном-то назвать нельзя, но всё равно потеря внимания и концентрации налицо. При этом сам водитель даже не понимает, что некоторое время автомобиль управлялся бесконтрольно. То есть он не ощущает момента засыпания и не понимает, что только что проснулся: у себя в голове он все время бодрствовал.
Потеря реакции
Стостояния утомлённости водителя и его опьянения описаны в правилах дорожного движения в одном абзаце. И это не просто так. Ведь для дорожной ситуации крайне важно, какой концентрацией обладает водитель. На дороге обстановка может поменяться буквально в любую секунду.
«Когда человек в опьянении, у него идёт очень серьёзная заторможенность. И точно такая же заторможенность (вплоть до полной потери сознания), когда человек находится в утомлённом состоянии. Для оценки утомлённого состояния может применяться тахограф. Если водитель находится восемь часов в режиме движения без осуществления перерыва, он по физиологическим параметрам организма будет находиться в утомлённом состоянии. Если же он придерживается определённого графика, когда он едет четыре с половиной часа, потом 45 минут отдыхает, потом ещё четыре часа едет и так далее... В этом случае у него сохраняется та реакция, которая нужна для контроля безопасности», — говорит эксперт ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадий Митрошин.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть