В фильмах-боевиках часто встречаются сцены с расстрелом автомобилей из огнестрельного оружия различных калибров. Полицейские и преступники ведут огонь друг по другу, прячась за кузовом машин или просто высовываясь в окно едущего фургона. Пули отскакивают от транспортного средства как горох. Этот художественный штамп решили проверить эксперты концерна «Калашников» и вывезли на стрельбище автомобили ВАЗ 21099 и старенький «Москвич-412». В проверке мифа на достоверность принимал участие эксперт Георгий Губин.
Два автомобиля
Оба автомобиля отличаются друг от друга конструктивно. В переднеприводной LADA основные технические элементы сконцентрированы в моторном отсеке. Их поддерживают крепкие силовые элементы кузова, лонжероны, принимающие на себя высокие нагрузки во время передвижения по дорогам. Задняя часть ВАЗ 21099 за колесными арками почти не имеет встроенных технических частей, отчего зона багажника не может защищать от пуль.
«Москвич-412» — полная противоположность LADA. Он имеет задний привод и продольно расположенные мотор и трансмиссию. Сзади стоит массивный мост с редуктором, а через тоннель несущего кузова идет трансмиссионный вал, передающий момент к колесам. Кузов проектировался выдерживать этот вес, а значит, имеет силовые элементы по всей длине, способные не только держать нагрузку, но и защищать от пуль.
Автомобили были визуально разделены на четыре зоны: мотор, передняя дверь и центральная стойка, район задней оси и багажник.
Расстрел заднеприводного «Москвича»
Обстрел «Москвич-412» велся из автомата АК-47. Простые патроны хорошо пробивали две двери кабины и проходили насквозь через кузов. Также навылет пробивалось багажное отделение. Однако пули могли застревать в стойке кузова, в заднем мосту и колесах, а также в моторном отсеке. Причем моторный отсек и колеса не брались даже бронебойными пулями с черными головками. Не мог их пробить и пулемет Калашникова.
Тем самым заднеприводная машина может защитить человека от автомата только в области моторного отсека. Пули пробивали только одно крыло и застревали в блоке цилиндров или в навесном оборудовании. Кроме того, пуля калибром 7,62 мм не могла пробить задний мост и штампованные колеса. Поэтому при обстреле из автоматического оружия человек может укрыться лежа только в узкой зоне за задним колесом, а также сидя за моторным отсеком заднеприводной машины.
Расстрел переднеприводной LADA
При обстреле ВАЗ 21099 были получены иные результаты. Правда, в испытаниях принимали участие уже охотничьи ружья, винтовки и дробовики, которыми тоже изобилуют голливудские фильмы.
Обычные ружья со стандартным боеприпасом с расстояния в 30 м не могли пробить водительскую дверь. Они застревали в распорках безопасности двери, защищающих дверь от бокового столкновения, а также в подлокотниках.
Более мощные боеприпасы для гладкоствольных ружей пробивали одну дверь, но застревали в другой. При обстреле из дробовиков за ними можно спрятаться. Однако даже маломощные охотничьи боеприпасы всегда пробивали багажник ВАЗ 21099. Свинцовые пули проходили насквозь через тонкую обшивку. Отсутствие моста с редуктором в LADA оставило заднюю часть машины беззащитной.
Увеличение мощности патронов и использование охотничьих винтовок привело к сквозным пробитиям дверей. Спрятаться за ними уже было невозможно.
Зато моторный отсек оказался полностью непробиваем для всех типов боеприпасов, в том числе применяемых для охоты на слона. Пули застревали в чашках амортизаторов, в радиаторе, в головке блока цилиндров, в самом блоке и его навесном оборудовании.
В общем, голливудский миф был частично разрушен специалистами концерна «Калашников». Двери любой машины не могут защитить от пуль винтовок и автомата. Однако моторный отсек хорошо останавливает любые боеприпасы, в том числе и от пулемета. Причем многие пули не проходили дальше чашки передней стойки и застревали в лонжеронах. Лишь самые мощные боеприпасы для охоты на крупных животных могли разбить переднюю подвеску и раскрошить часть головки блока цилиндров. Конечно, такие повреждения выведут из строя мотор и заставят автомобиль остановиться, но для человека, спрятавшегося с противоположной стороны обстреливаемой машины, они безопасны. Укрыться от пуль в переднеприводном автомобиле можно также за моторным отсеком. Но лучше всего не попадать в опасные перестрелки.