В 2019 году количество пострадавших детей на российских дорогах сократилось почти на 12%. За семь месяцев минувшего года погибло 304 ребенка. По оценкам председателя Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, заместителя председателя Правительства РФ Маскима Акимова, детская смертность в ДТП все еще слишком высока. За каждым происшествием стоят поломанные судьбы и семейные трагедии, и необходимо предпринять весь комплекс мер, чтобы в следующем десятилетии свести количество смертельных ДТП до нуля.
Взрослые калечат детей
На фоне общего снижения смертности растет количество происшествий с тяжелыми последствиями для детей по вине взрослых. Четверть смертельных ДТП с участием детей фиксируется внутри жилых зон и на дворовых территориях. Детей сбивают у игровых площадок, на пешеходных переходах или рядом с подъездами домов. Причем зачастую дети не виноваты в произошедшем и порой оказываются более грамотны на дороге, чем водители. Но самое печальное, что более 65% смертельных ДТП с детьми происходит внутри автомобилей по вине взрослых.
«Мы провели исследования характера дорожного травматизма. Оказалось, что детей просто давят их родители и родственники, — рассказывает глава ГИБДД Михаил Черников. — Они усаживают малышей на колени и не пристегиваются сами. В результате даже при незначительном столкновении массивный взрослый человек весом от 80 до 100 килограммов наваливается на 15-20-килограммового малыша и вдавливает его в спинки передних кресел». Этого достаточно, чтобы повредить позвонки ребенка или нанести ущерб внутренним органам. В итоге перелом шейных позвонков и отрыв внутренних органов лидируют с большим отрывом среди причин детской смертности в ДТП.
«Даже незначительные столкновения на небольшой скорости в 60-70 кс/ч приводят к столь тяжелым последствиям», — отмечает Михаил Черников. Взрослые выходят из таких ДТП без единой царапины, потому как опираются на ребенка, как на подушку. А вот дети гибнут«.
Тише едешь
Инициатива ГИБДД по сокращению скоростного режима для автомобилей с детьми, высказанная весной на Валдайском форуме, была услышана правительством. Комиссия по безопасности дорожного движения поручила подготовить ГИБДД предложения для дальнейшего рассмотрения.
По словам Михаила Черникова, скорость автомобилей с детьми может быть на 20 км/ч меньше разрешенных правилами порогов. Тем самым водители с малолетними детьми в машине не смогут совершать опасные обгоны, потому как будут вынуждены двигаться медленнее потока. При этом на бортах машины должны размещаться знаки «Осторожно дети».
Тем самым в городе такие машины будут хорошо различимы для камер наблюдения, и водители не смогут превышать скоростной режим под угрозой штрафа. В городе скоростной лимит планируется снизить до 40 км/ч, а на загородной трассе нижний порог скорости для машин с детьми составит 70 км/ч. Следовательно, с учетом нештрафуемого коридора такие машины не смогут разгоняться в городах свыше 60 км/ч, а на трассах — быстрее 90 км/ч. За езду с самой распространенной на междугородних трассах скоростью в 130 км/ч водителя, перевозящего малолетних детей, может ожидать лишение прав.
Кроме того, будет усилен контроль за соблюдением правил перевозки детей. Штрафы за неиспользование специального детского кресла достигают теперь 3000 руб, и их частое применение должно стимулировать водителей не забывать про эти устройства.
По словам Михаила Черникова, их предложения еще не оформлены юридически и перед утверждением будут вынесены на публичное обсуждение. Тем самым удастся найти наиболее приемлимое решение для всех.
Однако, по мнению заместителя председателя Правительства РФ Максима Акимова, в деле обеспечения детской безопасности на дорогах простыми запретами и штрафами ограничиваться нельзя.
Заместитель председателя Правительства поручил комиссии в трехмесячный срок подготовить предложения по новой методике пропаганды безопасности на дорогах, а также дал задание разработать новые информационное стратегии работы в социальных сетях.