Не на руках!
Многих женщин из роддома забирали так: к подъезду с надписью «Выписка» подъезжают намытые «Жигули», а из них выходит счастливый папаша с букетом гладиолусов. Он целует маму и нежное курносое личико в голубом или розовом свёртке, потом все усаживаются обратно в «ласточку» и, счастливые, уезжают восвояси. При этом мама с ребёнком на руках сидит на заднем сиденье.
И лишь в 2007 году было введено правило: все водители, перевозящие детей до 12 лет, обязаны использовать специальные детские удерживающие устройства. И обязанность эта закрепляется за родителями с первой поездки из роддома: ребёнок должен ехать не на руках у мамы, а в специальной автолюльке. Причина тому – физика.
Физика, физиология и немного цифр
При резком торможении даже на средней скорости езды по городу 50 км/ч вес пассажира возрастает более чем в 30 раз. При рывке такой силы удержать ребёнка на руках практически невозможно.
«Ни в коем случае нельзя возить малышей на руках. Никто неспособен гарантировать безопасность чада, которое не пристёгнуто. Анатомическая конструкция автокресла вопреки предубеждениям неопасна даже для новорождённого, в случае столкновения это устройство способно сохранить жизнь и здоровье ребёнку», – не перестаёт повторять молодым родителям директор НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор Владимир Розинов.
У новорождённого ребёнка размер головы по отношению к телу очень большой. Также он имеет плохо развитые мышцы шеи, слабую спинку, незатянутый родничок и мягкие кости черепа. И это возводит к максимуму получение очень серьёзных травм при ДТП: сотрясение мозга, перелом шейных позвонков. Мягкие плечики и рёберные кости повышают вероятность переломов, которые могут привести к повреждению лёгких, печени, селезёнки и сердца. А из-за тонких межпозвонковых связок у детей до года растяжение и разрыв спинного мозга при резком натяжении могут наступить даже без перелома позвоночника.
Анатомическое строение автолюльки учитывает все эти особенности, начиная от глубокой посадки, которая препятствует чрезмерной нагрузке на таз малыша, распределяя вес равномерно, и заканчивая встроенными ремнями безопасности, которые можно отрегулировать точно под рост и комплекцию новорождённого.
Что покупать?
Некоторые родители для перевозки совсем маленьких детей используют люльку от коляски. Безусловно, это удобно: шасси в багажнике, люлька на сиденье. Но при внезапном ударе даже на самой маленькой скорости малыш просто вылетит из такой ненадёжной конструкции. Более того, люлька от коляски не подразумевает никаких креплений в салоне автомобиля и может сама травмировать малыша.
Некачественные автокресла – ещё одна угроза безопасности. Кресла, которые не соответствуют требованиям Техрегламента Таможенного союза, ломаются уже на первых этапах краш-тестов. «Краеугольный вопрос при покупке кресла – цена. В торговых сетях китайские пластмассовые устройства можно найти и за 2000 рублей. И именно они наиболее популярны из-за своей дешевизны. Покупать такие кресла-подделки нельзя! Например, отломавшаяся задняя спинка в момент аварии может ударить малыша по голове. Ещё одна опасность – слабые крепления isofix, – констатирует представитель специализированного магазина автокресел Сергей Керженцев. – Если при ДТП отрывается крепление isofix, то ребёнок вместе с креслом может удариться о переднее сиденье. И кресло, вместо того чтобы защитить ребёнка, добавит импульс удару».
Также не следует покупать универсальные кресла «на вырост», считает шеф-тренер Международного класса по безопасному вождению Владимир Бахарев. Автолюлька должна полностью соответствовать весу, росту и возрасту ребёнка. «Каждая конкретная модель имеет свои особенности, – говорит Владимир Бахарев. – Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и внимательно изучите инструкцию».
Как использовать?
«В большинстве ДТП, когда погибли дети-пассажиры, они находились в детских креслах. Это говорит не о том, что детские кресла плохие, а о том, что ими неправильно пользуются. Покупают несертифицированные, неправильно их устанавливают, неправильно размещают детей», – говорит заместитель начальника ГУОБДД МВД России, генерал-майор полиции Владимир Кузин.
Неопытность и невнимательность родителей при установке и использовании автолюльки действительно серьёзная проблема. Поэтому в 2014 году федеральными Госавтоинспекцией и Министерством здравоохранения была поддержана инициатива экспертного центра «Движение без опасности» по созданию и проведению информационных тренингов в перинатальных центрах с целью стимулировать молодых родителей к моменту выписки из роддома уже иметь автокресло и уметь им пользоваться. Успешным примером таких тренингов стал непрерывно функционирующий центр на базе федерального перинатального центра им. В. И. Кулакова «Детство без опасности».
Занятия ведут врачи-акушеры. С помощью наглядных материалов они дают молодым мамам не только теоретические, но и практические знания, которые после выписки молодые родители доводят до автоматизма. Каждый новый выпуск сопровождается обязательным призывом к выбору сертифицированной автолюльки и обязательному изучению прилагаемых к ней инструкций по установке и закреплению в ней малыша.
Напомним, что автокресло категории «0+» устанавливается на заднем сиденье автомобиля и обязательно против хода движения. Самое безопасное место посередине, где ребёнок будет защищён от боковых ударов. Если мама-водитель ставит автолюльку на переднее пассажирское сиденье, то следует обязательно отключить подушку безопасности пассажира. Мало кто знает, что она раскрывается со скоростью 18 метров в секунду, а это удар огромной силы! При использовании кресла-люльки ручка для переноски должна быть опущена за изголовье автомобильного сиденья, чтобы предотвратить потенциальную травму.
Родители должны учиться
Главное, что должны помнить молодые родители: ни в личном авто, ни в такси возить младенцев без автолюльки нельзя! А получить важные знания о безопасных поездках помогут различные социальные кампании.
«Ещё 6–7 лет назад тема автокресел практически не поднималась. С тех пор была проделана огромная работа по популяризации этих устройств. Были разработаны и реализованы федеральные социальные кампании, такие как «Автокресла – детям!», «Пристегнись» и другие, в рамках которых в регионах проводятся занятия в перинатальных центрах, дошкольных и школьных учреждениях, – рассказывает директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. – Я считаю, что важная работа по повышению уровня культуры безопасности дорожного движения населения проходит достаточно успешно. По последним данным исследований ВЦИОМ, автокресла используют 67% семей, у которых есть дети».