Примерное время чтения: 10 минут
6534

Коррида смерти. До каких пор по дорогам будут гонять потенциальные убийцы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Нефтекризис — как долго продлятся мучения России? 14/10/2015 Сюжет Безопасное движение

На днях ГИБДД представила статистику по авариям за 9 месяцев 2015 г. За это время на российских дорогах произошли 133 203 аварии, в которых погибли 16 638 россиян ( из них - 582 ребёнка). 115 302 аварии произошли из-за того, что водители нарушили Правила дорожного движения. А вообще за это время по нашим дорогам ездили более 27 млн нарушителей. Каждый из них потенциально мог стать убийцей. 

Осторожно, рецедивисты!

Согласно данным ГИБДД, из более чем 27 млн водителей, нарушивших ПДД, 6 250 218 допустили 2 и более нарушений. И виновниками трагедий на дорогах, кстати, чаще всего становятся нарушители-рецидивисты.

Принято считать, что большинство аварий происходит по вине пьяных водителей. Это далеко не так: свыше 60% аварий происходит из-за неадекватного поведения трезвых водителей, которые пытаются проскочить на красный, обгоняют по встречке, нарушают скоростной режим, а потом кровью - своей и других людей - расплачиваются за это. 

Виктор Травин.
Например, на днях в столице на Кутузовском проспекте за 10 минут произошли две аварии, в которых погибли люди. По предварительным данным, виновник одной из них был оштрафован за нарушения ПДД 40 раз, другой - 140!

Больше года назад в центре Красноярска 19-летний сын главврача больницы скорой медпомощи и студент мединститута Д. Коган на скорости вылетел на иномарке на перекрёсток на красный свет и насмерть сбил 16-летнюю школьницу и 32-летнюю женщину. Как выяснилось, за ним уже числилось 7 нарушений ПДД. Одно из них - за езду по пешеходной зоне на набережной Енисея, где люди гуляют с маленькими деть­ми. Если бы тогда его лишили прав, может, избежали бы этой трагедии. «Вероника была моей единственной дочерью, - рассказывал отец погибшей Анд­рей Якимов. - Она мечтала изучать языки. Дочка шла домой из кинотеатра и не дошла...» А виновник аварии продолжал посещать институт, ходить на вечеринки и ездить на машине. Родные и друзья погибших выходили на митинги, чтобы добиться справедливого наказания. Спустя год после аварии суд вынес приговор Д. Когану: 3 года колонии-поселения и лишение водительских прав на такой же срок. Спустя месяц после вынесения приговора родственники погибших узнали, что Д. Коган оформил академический отпуск. Они полагают, что тот через год освободится по УДО, вернётся в вуз. И снова сядет за руль авто...

Мнение эксперта

Отморозки в автомобиле

«Повышение штрафов даёт кратковременный эффект, - считает Вячеслав Лысаков, депутат ГД, лидер партии «Авто­мобильная Россия», сопредседатель московского штаба ОНФ. - Дело не в суммах штрафов, а в том, что их внаглую не платят. Получают бумажку и выбрасывают её. Чем рискуют? Ничем. Сегодня, если должник сразу не попадает в руки сотрудников ГАИ и судебных приставов (а рейдов всё меньше), с него в течение 2 лет можно взыскать только номинальный штраф, а через 2 года и он сгорит. Нарушители чувствуют свою безнаказанность и ездят как хотят. Да, судебные приставы пытаются списывать деньги с банковских карточек, при долге свыше 10 тыс. не выпускают за границу, но не все россияне ездят за границу.

Надеюсь, скоро мы сделаем первый шаг к неотвратимости наказания для отморозков на дорогах. В эту осеннюю сессию в ГД должны принять закон «Об ограничении специальных прав». Должники, чей долг превысил 10 тыс. руб. за нарушение ПДД, будут ограничены в праве на использование любого транспортного средства (машины, катера, квадроцикла) до уплаты долга. Другая мера, которая вот-вот будет готова, - ограничение пользования некоторыми гос­услугами для должников: они не смогут зарегистрировать брак, получить справки, снять и поставить автомобиль на учёт и т. д.

Недавно правительство в очередной раз заговорило о том, что надо вводить наказание за «опасное вождение». Многие из нас сталкивались с такой категорией водителей-«вышивальщиков», которые справа резко едут влево, тормозят, ускоряются… Они опасны, но, для того чтобы придумать наказание, надо сначала ввести термин «опасное движение» в ПДД. Пока его нет». 

Выпил, поехал, убил

Что касается пьяных за рулём, вроде бы на сегодняшний день для них предусмотрены максимально жёсткие наказания (см. инфографику). С 1 июля 2015 г. введена уголовная ответственность за повторную езду в пьяном виде или отказ от медицинского освидетельствования. Теперь за это можно получить реальный срок до 2 лет. Раньше были штраф 50 тыс. руб. и лишение водительских прав. Это не работало. В России встречаются водители, которые лишены прав на 30, 50 лет вперёд. Их поймали, лишили прав, через неделю они опять сели за руль пьяными. Да, закон, с одной стороны, ужесточили. Повесили на дорогах камеры, установили жёсткие правила парковки, гаишники отказываются брать взятки и выписывают штрафы. Но выходит, что это всё работает только для более-менее законопослушных автолюбителей. Против беспредельщиков - нет!

 

Согласно данным Верховного суда, в 1-м полугодии 2014 г. за тяжкие ДТП были осуждены 5306 человек. Из них 1993 водителя в момент аварии находились в состоянии алкогольного опьянения, 51 - наркотического. Недавно в Иркутске общественность была возмущена тем, что депутат местной гордумы Ж. Евсеева отозвала заявление о сложении полномочий. Написала она его сразу после того, как её 26-летняя дочь Ю. Киселёва в ночь на 27 июля этого года на огромной скорости смела на своём «Мерседесе» стоявшую на светофоре «Тойоту». Пассажиры «Тойоты», начальник уголовного розыска одного из отделов полиции А. Соколов и его друг бизнесмен Д. Матвеев, погибли. В крови виновницы аварии обнаружили дозу алкоголя, в 11 раз превышающую норму. Ю. Киселёва находится под следствием. Родственники погибших и иркутяне опасаются, что мамин депутатский мандат поможет ей избежать справедливого наказания, так же как и дочери экс-главы иркутского избиркома А. Шавенковой, сбившей насмерть двух девушек и оставшейся на свободе.

Согласно данным Верховного суда за 1-е полугодие 2014 г., за пьяную аварию со смертельным исходом из 880 человек 720 отправились в места лишения свободы. 160 человек избежали наказания. Почему? Они ведь снова сядут пьяные за руль. И снова кого-то убьют! 

Можно им - можно всем?

Беспредел на дорогах происходит в том числе и потому, что многие автолюбители уверены - они как-нибудь уйдут от наказания.

Если посмотреть на статистику приговоров виновникам тяжких ДТП (с причинением тяжкого вреда здоровью или со смертельным исходом), становится понятно, на что последние рассчитывают. Более 1500 уголовных дел, возбуждённых в 2014 г. по ст. 246 ч. 1 УК РФ (нарушение ПДД, повлёкшее тяжкий вред здоровью), были закрыты на стадии следствия по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ. В этом году попали под амнистию к 70-летию Победы ещё сотни подобных дел: виновники аварий избежали вообще какого-либо наказания. 

Летом этого года в Калининграде вынесли приговор С. Кривченко, сыну одного из руководителей крупного автозавода, - 3 года 11 месяцев колонии общего режима. В ноябре 2014 г., управляя джипом «Лексус», он вылетел на скорости на тротуар и сбил трёх девушек, двух из них - насмерть. При этом с места аварии он пытался сбежать, но его поймали очевидцы трагедии и удерживали до приезда полиции. Выяснилось, что в 2004 г. С. Кривченко уже был участником автоаварии, в которой погибли два человека. Тогда он с места происшествия скрылся, и наказания ему избежать удалось. Если бы этого не случилось, возможно, через 10 лет он не стал бы убийцей двух девушек.

Из 2020 трезвых водителей, по чьей вине погибли люди, к реальным срокам в 2014 г. приговорили меньше половины - 952 человека (из них 502 отбудут в колониях 1-2 года), 1039 отделались условными сроками, а 7 так вообще были оправданы. Но закон должны соблюдать все. И те, кто сидит за рулём авто, и те, кто следит за соблюдением закона. Иначе под колёсами автоубийц однажды могут оказаться родные и близкие любого из нас.

Опасные колдобины

Четверть всех аварий происходит из-за плохих дорог. На их ремонт тратят миллиарды, а люди гибнут из-за ям и колдобин.

Комментирует Александр Васильев, создатель движения «Убитые дороги», депутат ГД, руководитель проекта ОНФ «Оценим качество дорог»:

- Ежегодно в России на строительство дорог тратится 1 трлн руб., или пятнадцатая часть бюджета. Однако во многих регионах деньги «закатывают в асфальт». Честные налого­плательщики платят налоги, а власть не обеспечивает им без­опасность движения. Гарантийный срок для подрядчиков устанавливают как заблагорассудится. Иногда сроки различаются даже в одном регионе! Например, в Вологде гарантия на ремонт дорог 6 лет, а в соседнем Череповце - 2 года. При этом чем меньше срок, тем меньше шансов, что трасса будет сделана хорошо и будет возможность заставить подрядчика исправить брак за свой счёт, сэкономив бюджетные деньги. 

По результатам инспекции ОНФ, 80% региональных дорог находятся в ненормативном состоянии. Нарушения разные: ямы, отсутствие разметки и дорожных знаков, плохая освещённость и т. д. Ситуация с федеральными трассами лучше, но часто отсутствуют разделительные бордюры, которые могли бы стать хорошей профилактикой от выездов на встречку. 

На сегодня самые плохие региональные трассы - Лидога - Ванино в Хабаровском крае и дорога из Братска Иркутской обл. в Кодинск Красноярского края. Также нас поразило удручающее состояние дорог Архангельска и Якутска. Мы объехали Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский округа. Впереди - юг и центр России. К концу 2015 г. составим «дорожную карту» страны и нанесём самые проб­лемные участки.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах