Новый учебный год вот-вот начнётся. И по традиции всю первую неделю сентября педагоги вместе с сотрудниками Госавтоинспекции будут напоминать детям о правилах безопасного поведения на дороге.
Но одно дело – знать, как надо. И другое – делать, как надо. Для ребёнка это разные вещи. Если теоретические знания в объёме принятых стандартов дети получают в школе, то закрепить их на уровне навыка – дело родителей. И поверьте, из всех забот, связанных с подготовкой к новому учебному году, эта – главная.
Как мотивировать?
Любые правила, в том числе и Правила дорожного движения, накладывают ограничения. Этого не любит никто, тем более дети. Зато им нравится ощущать свою значимость, причастность к серьёзному взрослому делу. Вот и объясните ребёнку, что считаете его взрослым и сознательным человеком, который может справиться с миссией участника дорожного движения. Расскажите, что дорожное движение – сложная система, которая работает по определённым правилам. Если их нарушить, система даст сбой, от которого могут пострадать и он, и другие люди.
Как закрепить?
Да, ребёнок должен знать Правила дорожного движения в объёме, соответствующем его возрасту и жизненным потребностям. Но главное – он должен уметь их применять. Учить надо именно этому.
За несколько дней до школы пройдите вместе несколько раз теми маршрутами, какими ребёнок станет пользоваться с началом занятий. И неважно, будет ли он ходить в школу сам или в сопровождении взрослых. Неважно даже то, что он уже не первый год ходит этой дорогой. Тем более что за лето в дорожной сети могли произойти изменения – переход перенесли, или новый знак установили, или ведутся строительные работы.
Обращайте внимание на все потенциальные риски: припаркованный транспорт, арки между домами и пр. Объясняйте, в чём опасность и как следует проходить такие участки.
Важный момент: не вы ведёте ребёнка, а ребёнок – вас. Самостоятельность и осознанность – обязательные условия для выработки навыка. Пусть сам следит за сигналами светофора, оценивает безопасность перехода проезжей части. Вы же наблюдаете и делаете выводы. Если он, к примеру, без напоминания не спешивается с самоката перед переходом, не убирает телефон, не снимает наушники – значит, навык пока не выработался. Наберитесь терпения и объясняйте ещё и ещё.
Как показать пример?
Можно беспрестанно твердить ребёнку, как надо, но, если вы нарушаете вами же озвученные правила, он будет поступать так же.
Поэтому сами являйте пример ответственного участника дорожного движения. Вы для него – главный объект подражания. А подражательные способности у детей развиты сильнее критического мышления.
Как защитить?
Не забудьте внести в список покупок к школе световозвращающие элементы (СВЭ). Это самый простой и эффективный способ сделать ребёнка заметнее на дороге. В тёмное время суток в условиях ограниченной видимости водитель способен различить пешехода без СВЭ с расстояния 25–50 м, а с ними это расстояние увеличивается до 200 м в ближнем свете фар и до 350 м в дальнем.
СВЭ выпускаются в разных формах – брелоки, наклейки, ленты, браслеты. Пусть ребёнок выберет, что ему нравится. Разместите несколько элементов так, чтобы они были заметны со всех сторон: на одежде и сумке спереди, сзади и по бокам. Только принимайте во внимание рост ребёнка – световозвращатели должны располагаться на уровне глаз водителя.
Как относиться к урокам?
К урокам безопасности дорожного движения нужно относиться серьёзно. Просто подумайте: двойку по любому предмету можно исправить, а двойка по безопасности может стоить ребёнку жизни.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».