Реформа ОСАГО длится уже больше года. Предложенный страховщиками принцип расчета цены полиса был принят законодателями. После бурных обсуждений Дума во втором чтении утвердила порядок индивидуализации тарифов. Теперь водитель будет платить больше, если в течение года он допустил несколько грубых нарушений.
Телематика отменяется
Первоначально в Государственную думу поступил более радикальный законопроект. Предлагались смелые идеи введения контроля за автомобилистами с помощью систем спутникового позиционирования ГЛОНАСС. Установленные в автомобиле приборы могли бы записывать телематику движения и начислять баллы за законопослушную езду. Прибор мог бы определять положение машины на дороге и скорость, и если водитель допускает многочисленные нарушения, в том числе превышения скорости и перестроения на многополосных трассах, то страховщики предлагали использовать штрафные баллы для индивидуальной тарификации ОСАГО. Причем подтверждения допущенных нарушений из ГИБДД не требовалось.
Депутаты Государственной думы посчитали, что такие подходы к тарификации не будут оценены автомобилистами радушно. Кроме того, этот принцип нарушал презумпцию невиновности, отчего телематический контроль за автомобилями был убран из финального варианта закона, но вместо него был введен новый пункт индивидуализации. Законодатели разработали свой вариант документа.
За риск придется доплатить
«Теперь утверждены новые тарифные факторы, в зависимости от которых страховая компания может устанавливать определенный тариф. Факторы нужны для определения базовой ставки в рамках тарифного коридора, — рассказывает президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. — Если у человека были грубые нарушения ПДД, то страховщик может оценить его как более ри́скового клиента и применить при расчете страховой премии более высокую базовую ставку, чем у тех, у кого нет нарушений».
Другими словами, если в течение года автомобилист допускает ряд нарушений, то цена полиса корректируется в сторону увеличения в рамках утвержденного Центральным банком тарифного коридора. Сейчас он колеблется в пределах 2746-4942 рублей.
Государственной думой утвержден список грубых нарушений правил дорожного движения (ПДД):
- проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика;
- превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- выезд на встречную полосу;
- управление автомобилем в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Причем в расчет идут только нарушения, зафиксированные инспекторами лично в рамках патрулирования. В этом случае можно точно установить личность водителя-нарушителя.
Протоколы за нарушения, вынесенные в автоматическом режиме с участием камер, не влияют на тариф ОСАГО.
Кроме того, страховщики смогут применять для определения тарифа иные факторы, влияющие на вероятность наступления страхового случая и потенциальный размер вреда. При этом Банк России вправе запретить применение тех или иных факторов для определения тарифов ОСАГО.
По словам Игоря Юргенса, новая тарификация должна стать экономическим стимулом не нарушать ПДД, что также положительно скажется на безопасности дорожного движения.
«Эти поправки сейчас выглядят благом, — рассказывает координатор „Общества синих ведерок“ Петр Шкуматов. — Если они хорошо себя зарекомендуют, то реформа ОСАГО должна продолжаться и дальше. Исправлять в законе нужно многое. Разве можно сейчас сказать, что мощность мотора или прописка водителя оказывает влияние на аварийность? Она зависит от других вещей. Поэтому введение зависимости стоимости полиса от конкретных нарушений — это вполне логичный шаг. Главное, чтобы система работала адекватно».
Пока поэтапная реформа ОСАГО не повлияла на стоимость полиса для водителей. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), стоимость полиса только снижается. С января 2019 года для владельцев легкового транспорта средняя стоимость полиса снизилась на 3,7%.