В Москве подвели итоги всероссийской социальной кампании «Продвижение безопасности», направленной на защиту пешеходов. Эксперты Госавтоинспекции, Минпросвещения и общественники констатировали: ситуация медленно, но улучшается. Однако одна цифра заставляет содрогнуться: абсолютное большинство пешеходов, погибших в тёмное время суток, не имели при себе световозвращающих элементов.
Более 350 тысяч встреч
Социальная кампания «Продвижение безопасности» — часть федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». За полгода в 40 субъектах РФ прошли тысячи мероприятий: интерактивы для детей, лекции в автошколах, раздача световозвращающих шнурков и брелоков. Прямых контактов с жителями городов — более 350 тысяч.
Главный эксперт направления по координации и деятельности в области безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России, генерал-майор полиции Владимир Кузин привел оперативные данные за 10 месяцев 2025 года. Общая аварийность с участием пешеходов снизилась на 6,6%, число погибших — на 6,7%. Еще важнее, что на 7,8% сократилась гибель детей-пешеходов. «Ситуация постепенно улучшается», — отметил Кузин.
Но один из фактов настораживает. Выросло число ДТП на нерегулируемых переходах (+4.6%) и наездов в темное время суток (+4.5%). Здесь прозвучала ключевая цифра: 98% пешеходов, попавших в эти аварии, не использовали световозвращающие элементы на одежде или сумках.
«Темные дороги, темная одежда, рано темнеет — наблюдается печальная тенденция», — добавил генерал-майор.
Кузин подробно остановился на новой Стратегии безопасности дорожного движения, подписанной президентом 14 ноября. Документ ставит четкие цели: к 2030 году снизить смертность на дорогах в 1,5 раза (до ~9,4 тыс. человек), к 2036-му — в 2 раза (до ~7,4 тыс.). Пешеходы, на которых приходится четверть всех погибших, выделены в отдельную категорию риска. В течение полугода правительство должно утвердить детальный план реализации стратегии.
Мода на безопасность и сила примера
Начальник отдела пропаганды Госавтоинспекции полковник полиции Сергей Хранцкевич анонсировал: социальные кампании продолжатся. В будущем году акцент сместится на обеспечение безопасности на перекрёстках, снова будет охвачено около 40 регионов.
Также 2026-й — юбилейный для Госавтоинспекции, которой исполнится 90 лет.
Особое внимание, по словам Хранцкевича, останется детям. Большинство несовершеннолетних гибнут как пассажиры, и в 70% случаев вина лежит на родственниках за рулём.
«Нужно включать детский режим — снижать скорость и быть внимательнее», — призвал он.
В дискуссию активно включилась актриса и общественный деятель Анастасия Малькова-Макеева. Она предложила нестандартные подходы: «Дети хотят быть модными. Сделать коллаборацию с дизайнерами, чтобы световозвращатели стали трендом. Или конкурс для блогеров-родителей».
Представитель Минпросвещения Оксана Драганова поддержала идею вовлечения семьи, напомнив о конкурсе «Безопасная дорога детям» и движении ЮИД, где уже состоят полмиллиона школьников.
Гендиректор Дирекции программы ПБДД Игорь Королёв добавил, что помимо пропаганды, ведётся серьёзная работа по оснащению инспекторов техникой и улучшению дорожной инфраструктуры.
Социальная кампания 2025 года дала позитивный импульс, но ключевые цели — далеко впереди. Чтобы их достичь, нужны усилия всех: инспекторов, педагогов, родителей, СМИ и самих участников движения. Старт социальной кампании 2026 года запланирован уже на начало весны. Борьба за жизни на дороге продолжается.

