Примерное время чтения: 5 минут
422

«Зебра» – рискованное пересечение проезжей части

Исследования, проведённые различными институтами в нескольких странах, свидетельствуют о том, что показатель тяжести дорожно-транспортных происшествий для пешеходов в 2,4 раза выше, чем для водителей. На возникновение подобных аварий влияют несколько факторов, к которым относятся поведение лиц, вовлечённых в ДТП, физическое и душевное состояние пешехода и водителя, атмосферные условия, состояние автомобиля. 

Большинство ДТП с участием пешеходов происходит в городах. Фактор риска повышается в тёмное время суток и в периоды сумерек, когда пешехода просто не видно на фоне дороги. Многие пешеходы не знают или осознанно не соблюдают правила дорожного движения, плохо ориентируются в движении транспортных потоков. В отличие от водителей, мысли людей, движущихся самостоятельно, часто бывают отвлечены от движения транспортных средств. Среди пешеходов встречаются люди со слабым зрением, слухом, другими физическими недостатками.

Поведение пешеходов всё ещё остаётся в определённом смысле самым распространённым и опасным видом дорожного поведения, так как, по крайней мере иногда, каждый участник дорожного движения выступает в роли беззащитного пешехода. При этом пешеходы имеют различные особенности в передвижении: различную скорость (от минимальной до 10 км/ч), наименьшую инерционность и максимальную мобильность в выборе направления движения. 

Источник фото: russianlook.com
 

Для управления автомобилем существует масса ограничений, включающих скорость, направление, полосу и т. п. На пешеходов такие правила не распространяются: их максимум – это переход на разрешающий сигнал светофора и в разрешённом месте. Как следствие, пешеходы более свободны в своих передвижениях и меньше задумываются об ограничениях.

Ещё один фактор, который негативно сказывается на безответственном отношении к соблюдению правил – «анонимность» и, как правило, безнаказанность пешеходов. Собранные данные подтверждают, что пешеходы преимущественно ориентируются на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются Правилами дорожного движения.

В крупных городах России в последнее время всё чаще случаются аварии с участием пешеходов, произошедшие и по вине водителей. Более агрессивный стиль езды, несоблюдение скоростного режима, нарушения ПДД, вождение в пьяном виде делают из незащищённых пешеходов лёгких жертв. Бороться с этими факторами можно, только повышая общую культуру вождения. На сайте Тамбовского ГИБДД ведомство комментирует, что при «качестве отечественной разметки, а также «характере» наших водителей необходимо предостеречь пешеходов – пересечение улицы по нерегулируемому пешеходному переходу типа «зебра», является таким же рискованным (если не более), как и пересечение дороги за пределами нерегулируемых пешеходных переходов».

Бывают ситуации, когда, по сути, не виноват ни пешеход, ни сбивший его водитель. Особенно получили распространение ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах на многополосных дорогах. Когда один из участников движения притормаживает, пропуская пешехода, а другой находится в таком положении, что из-за машины соседа не видит человека на дороге, а пешеход не видит его машину. Правило пропуска пешеходов на «зебре» было позаимствовано из европейской практики, где оно применяется на улицах с двумя полосами. Там, где полос больше – обязательны пешеходные переходы со светофорами или специальные туннели и эстакады. Причём в Европе штрафы за переход улицы в неположенном месте выписывается куда чаще, чем у нас.

Во многих городах России в рамках федеральной программы по улучшению безопасности на дорогах проводятся мониторинги улиц, устанавливаются дополнительные светофоры, внедряются знаки, оснащённые светодиодами на пешеходных переходах, вообще, освещение переходов. Но этого явно недостаточно. По статистике ГИБДД России, за период январь – ноябрь 2012 года на дорогах страны погибло 4483 человека, а пострадало 22 421. И хотя этот показатель в среднем на 7 % ниже прошлогоднего, нужно остановить гибель тысяч людей.

Меры, направленные на повышение безопасности пешеходов, должны вытекать из глубокого знания причин их недостаточной приспособленности к автомобильному транспорту и наоборот. Должен быть найден баланс между установкой необходимого количества светофоров для безопасности людей и сохранением нормального трафика. Так в Европе есть большое количество пешеходных переходов, на которых «красный» для водителей включается по необходимости пешеходами. Может быть, стоит в утренние часы, когда дети идут в школу, студенты на учёбу, а взрослые на работу – примерно в одно и то же время – вводить действие светофоров на пару часов, а далее использовать их в предупреждающем режиме (мигающий «жёлтый») или оборудовать включением «зелёного» для пешеходов по требованию.

ГИБДД Москвы предупреждает и пешеходов, и водителей: С наступлением зимнего сезона видимость на дорогах становится значительно хуже, это должны учитывать пешеходы и быть более осторожными. Рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Ношение фликера снижает риск наезда на пешехода в тёмное время суток в 8–10 раз. При этом водителям необходимо быть внимательнее на дороге и пропускать пешеходов, особенно на «зебре», снижать скорость при приближении к пешеходному переходу и помнить, что в любой момент на нём может появиться человек. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах