В некоторых странах мира запрещают прокат электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Но в России этого точно делать не нужно, уверен эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», руководитель рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов.
Антонина Лопаева, aif.ru: Мода на различные СИМы уже прошла?
Пётр Шкуматов: Нет, она только набирает обороты. Число поездок и пользователей СИМов растёт. Особенно это видно по прокатным сервисам — они только увеличивают парк. Это бизнес с прибылью и отличными перспективами, по крайней мере, на 3–4 года вперёд. Но в будущем, скорее всего, число пользователей стабилизируется. Многие берут самокат в аренду, чтобы попробовать, а потом покупают себе личный. Рынок СИМов — это не только самокаты. Там десятки вариантов, от простого трёхколёсника до суперкомпактных городских решений.
В стране насчитывается около полумиллиона СИМов. Это мало, учитывая, что потенциальная аудитория — десятки миллионов человек. Так что ждать роста вполне логично.
— Когда человек берёт самокат — он понимает, что стал водителем?
— Это проблема. Правила дорожного движения (ПДД) обязаны учить только те, кто получает права — автомобилисты и мотоциклисты. А самокатчики, как и пешеходы, никому ничего не должны. Хотя, по закону, водитель электросамоката — это реальный водитель, у него даже свой статус прописан в нормативных документах (о которых он, скорее всего, и не слышал — не обязан).
Но от него не требуют ни знаний ПДД, ни страховки, ни обучения. Это, конечно, странная ситуация: вроде как и транспортное средство, и не совсем. Вписали в закон, но как-то боком.
— Что делать? Ведь только в 2024 году в авариях с СИМами погибли 54 человека.
— Если ничего не менять, то аварий будет еще больше. Чтобы их стало меньше, нужно всего три вещи: права, страховка и базовое обучение. Хотя бы как на мопед.
Можно ввести отдельную категорию прав для СИМов. Или хотя бы подкатегорию в правах на мопед. Сейчас люди не знают ПДД, не умеют управлять своим транспортом. Просто встали на самокат после двух минут регистрации в онлайн-сервисе и поехали. Как умеют. А кто не умеет, тот врезается во все вокруг. Пусть человек сдаёт что-то вроде мини-экзамена, чтобы понять: он теперь настоящий участник движения и несёт ответственность. Еще одна хорошая идея — страховка ответственности для самокатчиков. Так осознание и приходит.
— Запрет самокатов — это выход?
— В некоторых странах и даже регионах России пошли по этому пути: где-то ограничили проезд электросамокатов, где-то запретили кикшеринг. Но, по-моему, это неправильный путь. Аварии ведь случаются и с машинами, и с пешеходами — что теперь запретить ходить пешком?
Самокаты — это результат научно-технического прогресса. И можно либо всё запретить быстро, но с кучей побочных эффектов, либо медленно регулировать процессы: вводить права, обучение, страхование. Только второй путь приведёт к нормальному сосуществованию на дорогах всех — и самокатчиков, и водителей, и пешеходов.
— В Финуниверситете выяснили, кто больше всех раздражает на дороге. По итогам 2024 года, кроме таксистов, впервые появились доставщики розничной торговли. В том числе курьеры на разных самокатах и электромотоциклах. Почему?
— Потому что они непредсказуемы и опасны. Особенно курьеры на электровеликах (а на самом деле на электромопедах с декоративными педалями «для вида»). Многие из них носятся по тротуарам по 60–70 км/ч! Это не велик — это настоящий электромотоцикл, без прав, шлема и мозгов у работодателя.
А гонят они не от хорошей жизни. Службы доставки ставят им жёсткие нормативы, а потребители, то есть мы с вами, требуют: «Хочу тыквенный латте, и чтобы за 10 минут. А если нет — то жалобу напишу». Курьер, зная, что его оштрафуют или выгонят, если опоздает, вынужден нарушать все подряд.
Доставщики каждый день рискуют, чтобы доставить тыквенный латте вовремя, пока он не остыл. Это про полное отсутствие прав и адскую работу, где нет ни договора, ни ответственности, ни гарантий, а только сверхэксплуатация за очень небольшие деньги. Большинство курьеров — самозанятые. Выхода два: или принять их в штат компании, организующей доставку, гарантировать зарплату, отпуск, соцвзносы, выдать должностную инструкцию, или попросить курьера стать индивидуальным предпринимателем и заключить с ним понятный договор. Тогда и латте приедет тёплый, и тротуар останется безопасным.
— Есть предложение всех таких курьеров, особенно на электровелосипедах, обязать оформлять ОСАГО. Это выход?
— Это логично. Сейчас нет никакой страховки ответственности у курьеров. А ущерб бывает: сбили кого-то, въехали в машину, травмировали пешехода. Кто платит? Никто. Потому что курьер — нищий, а работодатель как бы ни при чём, да и не работодатель он юридически, а информационный сервис.
Наказания нет, ответственности нет — всё сваливают на плечи тех, кто оказался рядом в неудачный момент. Это неправильно. Если велокурьер (или электромотокурьер) — это водитель транспортного средства, значит, должны быть и страховка, и обязательства, и права, и правила. ОСАГО для курьеров — это необходимость, а не каприз. И страховая сумма должна быть повыше, потому что ущерб может быть серьёзным.
— На дорогах крупных городов появились еще и роботы-доставщики. Кто они — помеха или будущее?
— Роботы-доставщики — это уже не фантастика, а наше настоящее. Они уже сегодня считаются экспериментальным транспортным средством. Их страхуют, за них отвечает владелец, а сами роботы максимально осторожны. Иногда даже чересчур. В интернете есть множество видео, как умные устройства по 10 минут тупят перед лужей или останавливаются из-за собаки или голубя.
Но через пару лет эти устройства будут не игрушкой, а реальной массовой микрологистикой для городов. И пусть робот пока не гонит 70 км/ч, как некоторые велокурьеры, но он и не должен. Он безопасен. Он не спорит. Он просто везёт вам тыквенный латте. Правда, пока не в подъезд. Но, говорят, скоро и в лифт научится заходить. Именно поэтому регулирование надо вводить сейчас, а не когда роботы заполонят улицы. Государство, к счастью, это понимает.
— Недавно в Минэкономики внесли предложение присваивать роботам госномера и ограничивать в скорости. Что это даст?
— Начнём с ограничения скорости: оно уже есть. Сейчас робот-доставщик разгоняется максимум до 10 км/ч. Это чуть быстрее пешехода, и это правильно. Никто не хочет, чтобы железная коробка сбила кого-то у подъезда.
Если мы говорим, что робот — это транспортное средство, значит, он должен быть вписан в систему регулирования, как и всё остальное: автомобили, мопеды, электросамокаты. А значит, нужен госномер. Сейчас у самокатов, например, номера есть только у прокатных. Частные самокаты спокойно катаются безо всяких номеров и по факту остаются без учета.
Моё убеждение: все механические участники дорожного движения должны иметь государственный регистрационный знак. Это роботы-доставщики, электросамокаты, моноколёса, электровелосипеды, электромопеды и, конечно, автомобили. Кстати, в самом ближайшем будущем нас ждут летающие СИМы, и это будет еще более завораживающим. И это не шутка.
Движение без структуры — это хаос. А хаос — это аварии и огромные экономические потери. Когда участники движения имеют идентифицирующие признаки, видно, кто где, как двигается, как влияет на трафик. Тогда можно настроить город, как механизм. И все участники движения — от пешехода до робота — начнут сосуществовать безопасно и разумно.


