Дорожная разметка имеет колоссальное значение для безопасности вождения. Она систематизирует трафик, указывает безопасные коридоры для проезда, обозначает края дороги, благодаря чему можно держать максимальную разрешенную скорость. Особенно полезна она по ночам, когда серый асфальт сливается с такой же серой обочиной и видимость трассы заметно снижается. Разметка обозначает проблемные участки дорог, где запрещены обгоны. Однако в конце зимы и в начале весны спасительные белые полосы исчезают с твердого покрытия дорог, оставляя голый асфальт лишь с контурными обозначениями старых линий. В этой ситуации по ночам водители уже плохо читают границы дороги, скорость передвижения падает. Кроме того, некоторые водители считают, что с исчезновением сплошных линий запрет на обгоны в опасных местах пропадает, отчего они идут на рискованные маневры, предпринимают опережение тихоходного транспорта в закрытых поворотах и с превышением скорости, создавая предпосылки для аварий. Почему же отечественная разметка настолько недолговечна и сходит вместе со снегом?
От 3 месяцев до года
Дело в том, что дорожная разметка подчиняется требованиям Государственных стандартов. В 2018 году вступил в силу ГОСТ Р 51256-2018, который закрепляет множество нормативов для цветографических схем и обозначений на автомобильных трассах. Есть среди них и отдельные параграфы, регламентирующие яркость и долговечность разметки.
В параграфе 5.1.13 устанавливается следующая продолжительность функциональной долговечности горизонтальной разметки:
— Для обозначений, выполненных термопластиками, холодными пластиками в виде штучных форм и полимерных лент с толщиной нанесения 1,5 мм и более, норматив предполагает срок службы не менее одного года. По факту они служат гораздо дольше и способны продержаться пару-тройку зимних сезонов.
— Горизонтальная разметка из термопластиков с толщиной нанесения менее 1,5 мм должна держаться не менее шести месяцев, а линии из обычной эмалевой краски обязаны прослужить не менее трех месяцев.
Тяжелое межсезонье
Все эти нормативы взяты не с потолка, они отражают реальную картину эксплуатации. В наших климатических условиях, когда в течение полугода дороги подвергаются воздействию снежных осадков с образованием гололеда, необходимо часто применять спецтехнику для очистки. Автомобили с ковшами и щетками обрабатывают заснеженные трассы, высыпая тонны песка и химических растворов для борьбы с обледенением. Стандарты требуют от дорожников очищать дороги до асфальта, из-за чего они нещадно трут их щетками и металлическими скребками. Так происходит по несколько раз в день, а в снегопады — гораздо чаще. Естественно, дорожная разметка не выдерживает и разрушается.
ГОСТ Р 51256–2018 вносит нормативы для ее работоспособности. Разметка из термопластиков может работать до толщины остаточного слоя в 25%. А для других типов линий предельный уровень повреждения составляет 50%.
Естественно, в условиях тяжелого российского климата при активном разрушении не только разметки, но и покрытия в целом, необходимо предусмотреть технологии ее быстрой замены. Причем при нанесении новых линий старые должны быть полностью стерты. А перед нанесением новых схем и обозначений асфальтобетонное покрытие дорог должно быть отремонтировано.
Все эти работы проводятся весной и в начале лета, отчего в марте, апреле, мае и июне возникает непростая ситуация на дорогах. Старая разметка уже разрушилась и была стерта, а новая еще не нанесена.