О том, что появление системы бронирования даты на выезд грузовых автомобилей из России не связано с некими планами властей закрыть границу, стало ясно из заявления пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Успокоил автомобилистов и автор законопроекта «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию инфраструктуры Евгений Москвичев, который пояснил, что поправки в закон о зарезервированных датах коснутся только автомобилей для международных грузовых перевозок, но не распространяются на легковые, частные автомобили, а новый порядок прохождения границы будет действовать только на тех пунктах пропуска, где простой грузовиков не меньше 10-15 дней. Основные положения закона могут вступить в силу уже с 1 марта 2023 года.
По словам разработчиков российской системы электронного бронирования очереди автомобилей, все это сократит время ожидания, кардинально ускорит время прохождения границы и повысит пропускную способность международных автомобильных пунктов пропуска. Как предполагается, услуга будет предоставляться бесплатно для физических и юридических лиц, а оформление ее будет идти через Единый портал госуслуг. Однако беспокойство у заинтересованных лиц, тем не менее, сохраняется. Не добавит ли новая мера новых проблем для водителей?
«Резервировать дату и время пересечения границы на автомобиле очень удобно, — считает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Я испытал это на себе три года назад, когда ехал через Белоруссию в Европу. Такая система действует на границе Белоруссии с Литвой и Польшей. В ней, на мой взгляд, одни плюсы».
«Действовать надо так: заходишь на сайт белорусской погранслужбы, забиваешь там номер своей машины, после прохождения регистрации выбираешь свободную дату и время для проезда, затем платишь через банк положенную сумму — на наши деньги около 600 рублей, — рассказывает эксперт. — Потом распечатываешь квитанцию с куар-кодом и с ней едешь на пропускной пункт. А на границе уже отдельно стоит очередь тех, кто только что приехал и дожидается проезда в порядке живой очереди, и отдельные ворота, где проезжают водители с зарезервированным временем. Отдаешь там квитанцию, пограничник и таможенник ставят на документах свои печати, и — вперед. Всю белорусскую часть границы проскакиваешь легко — буквально за несколько минут».
«Необходимость таких поправок в законопроект вызвана тем, что сегодня в России есть очень серьезные проблемы с простоем грузовиков на границе. Фуры на границе с Грузией и Латвией, например, стоят подчас несколько суток, а то и неделями (схожая ситуация наблюдается на границах Белоруссии и РФ с европейскими странами, где перевозчики простаивают в ожидании перецепки грузов до 10 дней. Наиболее протяженные заторы из фур образуются на выезде из Белоруссии в страны ЕС — Польшу и Литву — прим. ред.). Новый механизм прохождения границы призван ликвидировать эти многодневные очереди у КПП, — объяснил Моржаретто. — Было бы очень неплохо, чтобы в законопроекте предусмотрели также резервирование даты и времени пересечения границ и для легкового частного автотранспорта — как необязательную процедуру, по желанию. Кто хочет — пусть пользуется электронной очередью, кто не хочет — пусть стоит так. В жизни всякое бывает: конечно, владельцу легкового автомобиля удобнее забронировать очередь, но может быть, кому-то понадобилось выехать срочно, прямо сейчас, и водитель готов ради этого постоять в живой очереди».