Но недавно вступили в силу изменения в законодательстве, которые устанавливают приоритет натурального возмещения над денежной выплатой. О том, как это работает, рассказывает начальник ГУ Банка России по ЦФО Ильшат Янгиров.
Для кого новые правила
Пока новые правила распространяются только на страхование автогражданской ответственности и только на вновь заключаемые договоры ОСАГО. Выплаты по договорам, заключённым до 28 апреля 2017 г., будут происходить по-старому. Кроме того, автомобиль должен быть зарегистрирован в РФ и принадлежать частному лицу.
В законе указано и когда после ДТП можно получить возмещение деньгами. Среди таких исключений — полная «гибель» автомобиля или размер ущерба, превышающий 400 тыс. руб. Потерпевшему могут пойти навстречу и при тяжёлых жизненных обстоятельствах, например, если человек серьёзно пострадал в аварии. В случае гибели водителя деньги получат наследники.
И, разумеется, если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта, если у него нет договоров со станциями техобслуживания (СТО), соответствующих всем требованиям, то он продолжит выплачивать возмещение в денежной форме.
На все СТО
На этапе заключения договора ОСАГО автовладелец из предложенного страховщиком списка сможет выбрать СТО, где будет ремонтироваться машина в случае ДТП. Перечень станций, с которыми у страховщика заключены договоры (с указанием их адресов, обслуживаемых марок, а также сроков проведения ремонта), должен быть опубликован на сайте страховой. Так водитель сможет сам, изучив сайты страховщиков и сервисов, выбрать понравившийся вариант.
А если хозяин хочет отремонтировать свою машину на сервисе, с которым у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать наименование выбранной СТО, адрес и платёжные реквизиты, чтобы страховщик смог оплатить ремонт.
Если произошло ДТП, то после осмотра повреждённого автомобиля и проведения независимой экспертизы страховая компания выдаёт потерпевшему направление на выбранный им сервис. Позднее, получив от сервиса документы о стоимости выполненного ремонта, страховая компания оплачивает его.
СТО должна соответствовать требованиям к организации ремонта, установленным законом:
- сроки проведения ремонта (не более 30 рабочих дней),
- доступность места проведения ремонта (не более 50 км от места жительства потерпевшего или от места аварии до СТО),
- сохранение гарантийных обязательств для авто не старше двух лет (ремонт новых машин должен производиться у официальных дилеров).
Важное отличие натурального возмещения от денежной выплаты в том, что при восстановительном ремонте повреждённые детали даже старого автомобиля будут менять на новые и автовладельцу не придётся ничего платить сверху. Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту — 6 месяцев, на кузовные работы и окраску — 1 год. Ответственность за качество и сроки ремонта несёт страховщик.
За несоблюдение сроков выдачи пострадавшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик будет наказан неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
Если же компания в течение одного года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право отлучить её от натурального возмещения, то есть ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО.