Количество сделок по продаже конфискованного и банкротного имущества в стране растет — речь идет о сотнях миллиардов рублей. Больше всего на таких торгах реализуется автомобилей. Выгодное ли это дело, aif.ru рассказали эксперты.
Покупай отечественное
Купить залог (имущество банкрота) или конфискат — то есть товар, по тем или иным причинам выставленный на торги по сходной цене, — схема сегодня довольно известная, отмечают эксперты. Причем в первую очередь она касается автомобилей, выставленных на торги по разным причинам: либо владелец проштрафился до конфискации движимого имущества, либо банк таким образом пытается решить проблемы с заемщиком-банкротом. Но на торги выставляется не только банкротное имущество, но и государственное.
Продавцы с молотком
Объявления о продаже авто с торгов сегодня размещаются в интернете, причем источников такой информации достаточно. Прежде всего, Росимущество, подведомственное Минфину и реализующее разнообразное арестованное «добро» путем аукциона на электронных торговых площадках. Затем банки, которые продажей с молотка пытаются компенсировать убытки от заемщиков-банкротов. Наконец, есть платформы-агрегаторы, которые собирают данные о разных торгах и предлагают их различной целевой аудитории. Теоретически в таких торгах может принять участие любой гражданин РФ: достаточно ознакомиться с правилами торгов и собрать необходимые документы (паспорт, чек об оплате пошлины, номер участника торгов и т. д.). Но это теоретически, потому что нужна аккредитация, квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП) и хотя бы минимум знаний о том, как работает эта схема. Если ничего из этого не пугает, то можно приступить к самостоятельному изучению торгов, лота, покопаться в технической документации и изучить фото будущей покупки. Но и потом возникает ряд нюансов.
Оказаться последним
«Предложений о продаже автомобилей через залоговые аукционы сегодня достаточно, но стоит заметить, что цены на них — вполне себе рыночные, — сразу предупреждает автоэксперт по подбору автомобилей, блогер Сергей Логинов. — Более того, первоначальная цена в лоте на автомобиль, как правило, устанавливается даже выше рыночной. То есть, условно говоря, при рыночной цене автомобиля в 1 млн руб. банк поставит начальную цену в 1,2 млн. А потом будет следить за спросом: сколько участников торгов, какую цену они предлагают и т. д.».
Отсюда, по его словам, совет первый — никогда на первых торгах машину не покупать. Потому что потом, по словам Логинова, проходят вторые, третьи, четвертые торги — до тех пор, пока аукционная цена не сравняется с выкупной, за которую банк и взял машину у банкрота.
«Участие в таких торгах может принять любой желающий, но насколько это выгодно, сказать сложно, — говорит автомобильный эксперт Сергей Данилов. — Если отталкиваться от цен на вторичном рынке, то выгода при покупке на аукционе может составить от 5 до 20%, в зависимости от состояния автомобиля». Но это теоретически.
Кот в мешке
Вопрос в том, как поймать момент, когда нужно включиться в борьбу за заветный лот. Как предупреждают эксперты, в этой схеме участвуют профессионалы-брокеры, которые своей выгоды, за редким исключением, не упустят.
«У банков зачастую есть свои компании, которые с этих аукционов автомобили потом сами выгодно перепродают, так что лицо постороннее в этот узкий круг могут просто не пустить, — считает Логинов. — Кроме того, как правило, автомобиль невозможно заранее посмотреть, то есть может оказаться, что берете „кота в мешке“, ориентируясь лишь на описание лота и минимум характеристик». А подвохов, по его словам, неискушенного покупателя может ожидать множество — закисшее топливо, севший аккумулятор, ржавчина на кузове и т. д. Так что принимать участие в такого рода затеях людям без соответствующего опыта профессионал не советует.
В свою очередь, Данилов предупреждает — как назначается экспертиза автомобиля и кто ее проводит — неизвестно. «Мы можем получить хорошую машину на бумажке, но вживую история может отличаться, — говорит он. — Можно, конечно, автомобиль посмотреть заранее, но это не всегда бесплатно, к тому же непрофессионал вряд ли разберется во всех тонкостях и скрытых дефектах».
К рискам относится история автомобиля и вопрос о том, в связи с каким событием он оказался выставлен на торги. «То есть нужен пакет документов о снятии разного рода ограничений, обременений и т. д., — перечисляет Данилов. — Следовательно, лучше сразу брать себе в помощники юриста, потому что были случаи, когда люди попадали на немалые деньги, так как покупали автомобиль с неснятыми обременениями, долгами и залогами».
Хороший автомобиль на торги попадает редко, считает эксперт, и, если уж участвовать в каких-то торгах, то лучше в закрытых, когда автомобиль выставляется на торги в рамках какой-то организации.
Ранее сообщалось, как в России отбирают незаконно нажитое имущество у коррупционеров.