737
Рейтинг вопроса
0
+ -

Как припарковаться в сугробе?

Категория:  Техника вождения
Ответ редакции

Обильные снегопады приводят к резкому сокращению парковочных мест во дворах жилых домов. На многих из них образуются снежные сугробы, в которых часто буксуют моноприводные автомобили. Кое-кто из автомобилистов возит с собой совковую лопату и разгребает для машины пространство. Владельцы же внедорожников, благодаря полному приводу, обходятся меньшими хлопотами и утрамбовывают снег колесами, словно это не машина, а трактор. Но как быть, если нет ни того, ни другого?

Фото: Shutterstock.com

Почему машина буксует и чем это опасно?

На заснеженном паркинге можно легко забуксовать, что не только вредно для техники, но и бесполезно с точки зрения проходимости. В каждой трансмиссии есть так называемый дифференциал, который призван перераспределять тягу между колесами. Понаблюдать за его действием можно, если поднять край кузова на домкрате и оторвать от земли одно из ведущих колес. Тогда при запуске мотора и при добавлении газа машина не соскочит с домкрата, как думается, а будет вращать в воздухе вывешенным колесом, оставляя второе нагруженным без тяги. Однако, как только водитель нажмет вместе с газом еще и на педаль тормоза, вывешенная на домкрате машина мгновенно соскочит с подпорки и понесется вперед.

Примерно такая же ситуация возникает, когда автомобиль оказывается в сугробе. Если одно колесо стоит на твердом асфальте, а другое опирается на зыбкий снег, то машина не сдвинется с места. Она будет перебрасывать тягу на свободное колесо и начнет им подрывать канавку под собой, из которой выбраться еще труднее.

Какой вред для техники несет буксование?

Если буксовать на автомобилях с механической коробкой передач, то начинают истираться диски сцепления.

На машинах с гидромеханической автоматической трансмиссией буксовать опасно по другой причине. При раскручивании колеса коробка переключается на высшие ступени, что ведет к перегрузке пакетов фрикционов, отвечающих за смену ступеней. Они могут срабатывать под натягом, усиливая износ. Кроме того, перегревается гидротрансформатор, который жжет масло, поднимая температуру всей коробки. В масло попадают продукты износа деталей, которые еще больше сокращают ресурс техники.

Поэтому при первых признаках пробуксовки лучше сбросить газ и придумать более действенные способы выехать из ловушки.

Имитация блокировок

Почему внедорожники могут ездить по раскисшему грунту и по грязи? Совсем не только из-за полного привода, а еще и потому, что у них есть блокировка дифференциалов. Это такое техническое устройство, которое не позволяет левому и правому ведущим колесам вращаться с разными угловыми скоростями.

На подавляющем большинстве современных SUV устанавливаются электронные блокировки дифференциала, то есть системы, которые выравнивают угловые скорости колес с помощью исполнительных механизмов тормозной системы. При начале пробуксовки незагруженного колеса электроника приводит в действие тормозные колодки, сжимает диск и не дает ему вращаться слишком быстро, то есть выравнивает угловую скорость колес на одной оси. В итоге дифференциал начинает передавать момент на оба колеса, одно из которых гарантированно цепляется за грунт, и машина может выползти из сугроба своим ходом.

У легковых машин такого устройства нет, но блокировку можно имитировать самостоятельно с помощью простого приема. Дело в том, что легковые машины производятся на тех же платформах, что и кроссоверы, и возможность подобных программных систем заложена в них инженерами. От водителя требуется только понять, как действует электроника, и повторять ее действия педалями.

Если водитель ощущает, что пробуксовка возможна, и автомобиль начинает вязнуть в небольшом сугробе, то он может периодически вместе с педалью газа легонько нажимать на тормоз. Тогда колодки подожмут ведущие колеса и не дадут одному из них вращаться слишком быстро. Главное — выровнять угловые скорости и привести дифференциал в равновесное положение, благодаря чему тяга опять пойдет на два ведущих колеса.

В этом случае важно выучиться держать педаль газа ровно, не поднимая стрелку тахометра выше 1,5-2 тыс. оборотов, и одновременно играть педалью тормоза, чтобы погасить пробуксовку.

Тогда машина или поедет вперед, или начнет буксовать сразу двумя колесами. Если буксуют оба колеса, это значит, что автомобиль крепко сел на днище и его можно вытащить только с помощью тягача.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах