Примерное время чтения: 3 минуты
2092

Что значит «закусить бровку» и как с этим бороться?

Категория:  Техника вождения
Ответ редакции

Движение по осенним дорогам сопряжено с массой неожиданностей. В темное время суток, в непогоду можно не справиться с управлением и допустить опасные ошибки. При обруливании ям или луж или при проезде крутого поворота автомобиль рискует выскочить правой парой колес на обочину с непредсказуемыми последствиями. Машина оказывается на так называемом миксте (от англ. mixed — «смешанный»). Ее правые и левые колеса опираются на поверхность с разными сцепными свойствами, и движение в таких условиях способно приводить к неожиданным уводам в сторону, разворотам, которые могут стать причиной аварии. Как поступить в такой ситуации?

Тянет в придорожную канаву

На участках дороги с разными сцепными свойствами автомобиль может оказаться совершенно неожиданно. К примеру, пришлось производить маневр уклонения, чтобы не влететь в огромную яму в асфальте, или встречный грузовик на повороте пересек вашу полосу движения, и пришлось крутить руль в сторону, чтобы избежать столкновения. При попадании на высокой скорости правыми колесами на грунтовую обочину автомобиль испытывает дополнительное сопротивление движению. Появляется разворачивающий момент, и порой кажется, что обочина «засасывает» или прихватывает колеса. Этот эффект в народе называют «закусыванием бровки». Слово «бровка» в этом случае означает не человеческую бровь, а борозду на земле. А название эффекта буквально означает, что машина вязнет и не может быстро выбраться из грунтовой ловушки. 

Наиболее сильный эффект наблюдается, когда на обочине есть высокая трава или рыхлый песок. Хуже них только размякшие обочины, попорченные водой. Плохо, когда асфальт возвышается над просевшей в грязи частью обочины и мешает колесу быстро вернуться на дорогу. Автомобиль сильно тянет в сторону, и водителю приходится помогать ему рулем, чтобы выправить траекторию движения.

Переднеприводный автомобиль

Если запаниковать и начать тормозить, то автомобиль без АБС может завертеться волчком. Правые колеса проскальзывают, а левые на асфальте схватываются очень цепко, из-за чего разворачивающий эффект усиливается и может резко изменить траекторию движения машины. Старая вазовская «классика» в таких ситуациях была опасна, и при неумелых действиях рулем машина могла оказаться в кювете или на встречной полосе.

Современные переднеприводные автомобили с АБС более устойчивы. Однако и они на миксте тоже ведут себя непредсказуемо, особенно при резком торможении.

В этих ситуациях для разных машин существуют свои способы исправления траектории движения. Переднеприводным автомобилям вернуться на асфальт помогает комбинация легкого торможения с последующим добавлением газа. Придавливания тормозом способствуют развороту, а тяга на передних колесах помогает вытянуть машину с грунта. В этом отношении переднеприводные автомобили самые удобные.

Заднеприводный автомобиль

Заднеприводные машины побеждают бровку хуже. У них центр тяжести смешен в базу, из-за чего при добавлении тяги на заднюю ось автомобиль может испытывать еще больший разворачивающий момент. Правое ведущее колесо начнет зарываться и пробуксовывать, а левое на асфальте окажется без тяги за счет срабатывания дифференциала. Машина при добавлении газа рискует пойти в сторону кювета.

В этом случае необходимо плавно притормаживать и без газа с помощью руля выводить машину на асфальт. Если песок на обочине настолько рыхлый, что сильно схватывает рулевые передние колеса, то можно сбрасывать скорость до тех пор, пока автомобиль не остановится. Главное — не крутить «баранку» в разные стороны слишком сильно. Это является главной причиной многих аварий.

Всегда представляйте, куда смотрят передние колеса. И если они направлены на дорогу, то там и окажется машина, когда проблемный участок обочины будет пройден. Если же их с перепугу направить в кювет, то автомобиль поедет именно туда.

В общем, эффект «закусывания бровки» возникает не всегда. Дороги улучшаются, и их обочины засыпаются гравием. Но иногда на второстепенных узких дорогах еще есть проблемные обочины, ко встрече с которыми надо быть готовыми. А сильнее всего эффект при попадании в снежный сугроб на краю проезжей части.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах