С 9 января начался первый этап либерализации тарифов ОСАГО. Банк России расширил тарифный коридор вверх и вниз на 20%, а также реформировал коэффициент возраста и стажа, увеличив число его градаций с 4 до 58. В результате тарифная политика стала более гибкой и справедливой, а многие автовладельцы почувствовали на себе, что ОСАГО стало дешевле. Далее тариф должен будет стать еще более индивидуальным для каждого автовладельца.
Однако эта система вызывает много вопрсоов. На самые распространенные ответил на онлайн-конференции «АиФ» президент Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс.
1. Не могли бы вы подробно и понятно объяснить, как и по какому принципу будут формироваться цены на ОСАГО сейчас?
Принципы формирования цены ОСАГО сейчас почти не изменились по сравнению с теми, что действовали раньше. Как и прежде, страховщик берет базовую ставку тарифа, которую он сейчас вправе устанавливать самостоятельно для каждого региона и типа транспортного средства. Диапазон, в котором это можно делать, строго закреплен Банком России. С 9 января он стал несколько шире: теперь тариф может меняться в диапазоне 2746–4942 рубля, а раньше этот диапазон был 3432–4118 рублей.
Эту базовую ставку он умножает на ряд коэффициентов. Все эти коэффициенты жестко установлены Банком России и изменены страховщиком по своей воле быть не могут. Это:
- региональный коэффициент (например, для водителя-физлица из Череповца он равен 1,8);
- коэффициент бонус-малус (он дает ежегодную скидку автовладельцам, которые в предыдущем году не становились виновниками ДТП, сейчас скидку на ОСАГО благодаря этому коэффициенту имеют около 80% автовладельцев);
- коэффициент возраста и стажа (этот коэффициент претерпел в этом году наибольшие изменения: вместо применявшихся ранее 4 градаций их стало 58. В результате, например, автовладельцы старше 35 лет со стажем вождения от трех лет имеют скидку, которая ранее не была предусмотрена);
- коэффициент, который применяется при отсутствии ограничений на количество и состав водителей, допущенных к управлению транспортным средством (сейчас в этом случае тариф умножается на 1,87);
- коэффициент мощности двигателя (например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя от 50 до 70 лошадиных сил он равен 1);
- коэффициент сезонности использования (им пользуются те автовладельцы, которые не используют автомобиль круглый год, а, например, ездят на нем только в летний сезон);
- коэффициент грубых нарушений (он равен 1,5 и применяется, если недобросовестный клиент сообщил страховщику заведомо ложные данные при заключении договора, был «пойман за руку» на страховом мошенничестве и т. п.);
- коэффициент для транспортных средств с прицепом (для легковых автомобилей физлиц он равен 1).
Думаю, автовладельцам интересны не столько сами по себе формулы расчета премии по ОСАГО, сколько то, какую сумму в итоге придется отдать за полис. Согласно данным нашего мониторинга, большинство автовладельцев уже в этом году платят за ОСАГО немного меньше. Так, в начале этого года снижение средней цены ОСАГО в размере до 7% зафиксировано для автовладельцев-физлиц в 61 регионе, где проживает почти 90% всех автовладельцев.
То, что происходит с ценами на ОСАГО, никак нельзя назвать повышением. Напротив, с момента вступления в силу 9 января этого года нового указания Банка России о тарифах на ОСАГО мы фиксируем снижение стоимости страховки для большей части автовладельцев. Произошло это по двум причинам: во-первых, расширение тарифного коридора позволило дотарифицировать те территории, которые были недотарифицированы, в результате выросла конкуренция между страховщиками, а во-вторых, был реформирован коэффициент «возраст-стаж», который позволил сделать тариф более индивидуальным для автовладельцев.
В том же русле — появление новых коэффициентов, которые позволяют учитывать характеристики вождения конкретного автовладельца, и отмена тех коэффициентов, которые приводят в той или иной степени к «уравниловке», а также расширение тарифного коридора, увеличивающее маневренность страховщика при назначении тарифа. Реформа будет проходить и дальше. Если говорить о названии, то правильнее было бы называть ее даже не либерализацией, а индивидуализацией тарифа на ОСАГО.
3. И что изменилось? Цены на ОСАГО падают или все-таки растут?
По нашим наблюдениям, цена полиса ОСАГО для большей части автовладельцев несколько снизилась. 9 января этого года вступило в силу указание ЦБ, которое расширило тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также реформировало коэффициент «возраст-стаж». В результате вместо использовавшихся ранее 4 градаций возраста и стажа их стало 58. Согласно новой сетке коэффициентов, автовладельцы старше 35 лет со стажем свыше трех лет получат скидки, а те, что моложе и имеют относительно небольшой стаж, получат некоторые надбавки. РСА внимательно следит за тем, как развивается ситуация со средней ценой полиса ОСАГО, в том числе для разных типов машин и в разных регионах. Сейчас мы с большим удовлетворением отмечаем, что наши прогнозы относительно того, как будет вести себя цена на обязательную «автогражданку», сбываются: для большей части автовладельцев она стала несколько ниже. Выше я уже называл эти цифры: некоторое снижение стоимости полиса ощутили на себе жители как минимум 61 региона, где проживает около 90% всех автовладельцев РФ.
4. Как по новым правилам можно будет получить скидки? Будет ли действовать система скидок, которая работала до сих пор?
Система скидок, которая работала в прошлом году, останется и в этом, но с небольшими исключениями. Стоимость ОСАГО рассчитывается как ставка тарифа, умноженная на несколько коэффициентов. Из-за того, что с 9 января тарифный коридор стал шире на 20%, то есть была повышена его верхняя планка и понижена нижняя, возможная стоимость ОСАГО также теперь понижена. К тому же с 1 апреля 2019 года изменится расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), который присваивается за безаварийную езду. КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Согласно указанию ЦБ РФ, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
Также, помимо КБМ, как я говорил ранее, есть и другие коэффициенты, которые влияют на стоимость полиса и могут дать автовладельцу хорошую скидку. Например, коэффициент «возраст-стаж». То есть чем больше стаж вождения и возраст водителя, тем ниже показатель этого коэффициента. Если вы используете машину не весь год, можно приобрести полис ОСАГО лишь на три месяца, так будет дешевле. На стоимость полиса влияет и коэффициент территории: в крупных городах его значение, как правило, выше, чем в небольших.
Напомню, что проверить свой КБМ можно на сайте РСА по ссылке >>
Согласно новой системе расчета коэффициента «возраст-стаж», ваш показатель составляет 1,77 (и он не самый высокий). Ранее значение коэффициента составляло бы 1,7. При прочих равных стоимость ОСАГО для вас изменится совсем незначительно. Коэффициент аварийности — это бонус-малус, именно он показывает, насколько вы аккуратно ездили. Если вы не попадали в аварии, то при заключении договора на следующий год получите скидку.
6. Государство отдает цены на откуп страховым компаниям? Не приведет ли это к дальнейшему росту стоимости ОСАГО?
Сейчас государство не регулирует цены практически ни на какие товары, потребляемые гражданами, и это не делает цены выше. Напротив, конкуренция между разными производителями и продавцами заставляет их эти цены снижать. После того как тарифы по ОСАГО будут индивидуализированы, конкуренция между страховыми компаниями усилится и на этом рынке.
В результате стоимость полиса будет зависеть напрямую от характеристик вождения конкретного автовладельца.
Банк России как регулятор будет осуществлять мониторинг работы страховщиков на рынке ОСАГО, чтобы выявлять ситуации, когда компании необоснованно завышают или занижают стоимость полиса. Неисполнение требований ЦБ чревато для страховой компании отзывом лицензии.
Согласно нашим данным, сокращение стоимости ОСАГО для легковых автомобилей граждан до 7% зафиксировано в 61 регионе России. На эти регионы приходится почти 90% всех выдаваемых в РФ полисов ОСАГО. Это пока данные за первые полтора месяца нашего мониторинга. В целом по стране средняя премия для легковых автомобилей физлиц снизилась на 1,7%, до 5,6 тыс. рублей.
7. Как либерализация сказалась на ценах на «автогражданку»? Нам обещали, что цены не изменятся или даже снизятся, а как оказалось на деле? Можно ли привести какие-то свежие данные?
По данным РСА, средняя цена полиса ОСАГО для физлиц стала ниже в 61 регионе, где проживает в общей сложности почти 90% автовладельцев. Например, в Республике Коми, Татарстане, Мордовии, в Мурманской, Пензенской и Брянской областях снижение составило 5-7%. Более чем на 3% понизились средние премии в Чеченской Республике, Ульяновской, Тульской, Саратовской, Ивановской, Псковской, Вологодской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе.
Более чем на 2% средние премии снизились в Тюменской, Новгородской, Самарской, Воронежской, Курской, Кировской, Свердловской, Оренбургской, Томской, Костромской, Владимирской областях, республиках Марий Эл и Алтай, Еврейском, Чукотском, Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Забайкальском и Пермском краях.
На 1% уменьшилось значение средних премий в Республике Башкортостан, Кемеровской, Рязанской, Калининградской, Краснодарской, Орловской, Архангельской, Челябинской, Тамбовской областях, Алтайском, Ставропольском, Камчатском и Красноярском краях.
В Москве и Санкт-Петербурге в среднем цена сократилась на 1%, но это «средняя температура по больнице», потому что отдельные страховщики заявляли о снижении цены и на 5-15%. Одна из крупнейших страховых компаний, работающих с ОСАГО, и вовсе сообщила, что намерена сохранить без изменений или снизить стоимость «автогражданки» почти на 100 территориях РФ.
И сейчас стоимость полиса зависит от коэффициента «возраст-стаж», просто он стал более индивидуальным, потому что для его определения теперь применяется 58 градаций вместо 4, а это значит, что более опытные и взрослые водители не платят за молодых и неопытных.
Границы тарифного коридора были расширены, но это не значит, что все страховщики установили тарифы по самой высокой планке. Наоборот, в 61 регионе средняя цена полиса ОСАГО для физлица несколько снизилась. Например, в Санкт-Петербурге она снизилась примерно на 1%, некоторые страховщики заявляли о снижении стоимости ОСАГО в этом городе до 10%. А в целом для легковых автомобилей физлиц средняя стоимость полиса ОСАГО, если взять все полисы, которые приобретались в России, снизилась на 1,7%: с 5 667 до 5 645 рублей.
9. Я в прошлом попадал в аварии, виноват был. То затормозить на льду не мог, то занесло на луже. На что мне теперь рассчитывать в плане повышения цен? В 2, в 3 раза станет дороже?
Максимальный возможный коэффициент системы «бонус-малус» равен 2,45, то есть если вы становитесь виновником ДТП каждый год на протяжении нескольких лет, то стоимость полиса ОСАГО станет для вас в 2,45 раза выше. К слову, значения этого коэффициента неизменны с момента вступления в силу закона об ОСАГО в 2013 году. Однако и для вас есть хорошая новость: если у вас несколько коэффициентов КБМ (например, вы были вписаны в разные полисы ОСАГО), а последний год вы проездили без аварий, то 1 апреля 2019 года вам будет присвоен самый низкий из закрепленных за вами КБМ. Я бы посоветовал вам ездить аккуратнее: в дальнейшем, когда тариф на обязательную «автогражданку» станет индивидуальным, ваш стиль вождения будет влиять на стоимость ОСАГО еще больше, чем сейчас.
10. У меня два КБМ. Как теперь будут рассчитываться цены на ОСАГО, по какому из них?
С 1 апреля 2019 КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у вас в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то вам будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Согласно указанию ЦБ РФ, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
11. При планировании изменений в ОСАГО как-то учитывался опыт западных стран? Как у других работает эта система?
Вы правы. При расчетах Банк России, Минфин и РСА опирались в том числе и на опыт других стран. Безусловно, адаптируя его к российским реалиям.
Например, в Польше по итогам расчетов так же, как и в России, было выявлено, что наибольшую угрозу на дорогах представляют молодые водители из возрастной группы от 18 до 24 лет, которые спровоцировали 21% от всех происшествий.
В Германии либерализация принесла потребителям не только снижение стоимости полиса: на рынке начали появляться новые продукты, сервисы и услуги, страховщики также начали предлагать ассистанс и возмещение судебных расходов, чтобы привлечь клиентов. Зачатки этого процесса мы можем наблюдать и на российском рынке ОСАГО.
Показателен опыт Великобритании. Там никогда не было специальных органов надзора за страховыми компаниями, а тариф на «автогражданку» был свободен с самого начала. Несмотря на такую свободу в установлении стоимости полиса и правил страхования, качество услуг там не хуже, а цены ниже, чем в других государствах. При хорошей езде можно получить скидку на полис около 10%, при плохой придется заплатить за полис вдвое больше.
Так что индивидуализация тарифа ОСАГО — это общемировая и вполне эффективная практика. Я верю, что и мы можем к этому прийти.
Если мы обратимся к нашей статистике, то увидим, что за первые полтора месяца этого года стоимость ОСАГО сократилась в среднем на 1,7% для владельцев легковых автомобилей, более чем в два раза, с 950 до 429 рублей, — для мотоциклов и мотороллеров. Средняя премия по ОСАГО для автомобилей юридических лиц снизилась на 12,8%: с 7 869 рублей до 6 860 рублей. Ощутимо — на 9,2% (с 8 159 до 7 407 рублей) — снизилась средняя цена полиса ОСАГО для грузовиков.
12. Если цены на ОСАГО все же будут возрастать для некоторых категорий водителей, то насколько? Нет ли опасений, что люди просто будут ездить без полисов или покупать поддельные полисы?
Расчет стоимости полиса ОСАГО достаточно прозрачен. Он зависит в том числе от нескольких коэффициентов. Самые важные из них — это коэффициент территории, коэффициент «возраст-стаж» и коэффициент бонус-малус.
С 9 января изменился подход к расчёту коэффициента «возраст-стаж». Вместо 4 градаций он имеет теперь 58, что помогает индивидуализировать риски каждого водителя, а не размывать их на все полисы.
Если посмотреть новые значения, станет ясно, что для водителей младше 30 лет со стажем менее 10 лет этот коэффициент вырастет. Чем младше водитель и меньше его стаж, тем больше будет коэффициент. А вот для водителей старшего возраста и с большим стажем коэффициент, наоборот, станет понижающим. Например, водители в возрасте 30-34 года со стажем 10-14 лет, водители старше 35 лет со стажем более 3 лет.
Таким образом, для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше, — 0,93 — что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста. В то же время, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87.
Опасений насчет того, что либерализация тарифов ОСАГО заставит водителей отказаться от покупки полиса, у нас нет. Наоборот, эта реформа призвана сократить аварийность на наших дорогах. К тому же за первые полтора месяца средняя стоимость полисов ОСАГО снизилась в 61 регионе, снижение составило до 7%. Я уверен, что снижение средней цены ОСАГО продолжится из-за роста конкуренции страховщиков между собой на этом рынке.
13. В Краснодаре несколько лет назад было нельзя купить полисы ОСАГО, были большие очереди. Нужно было занимать очереди с утра. Сейчас страховщики заявляют, что цены на ОСАГО будут снижаться, значит, продавать полисы им станет еще менее выгодно. Какова вероятность того, что в регионы опять вернется дефицит полисов?
Дефицит полисов в некоторых регионах был серьезной проблемой несколько лет назад. Для ее решения потребовалось ввести обязательную продажу электронных полисов ОСАГО с начала 2017 года, а также запустить системы «Е-Гарант» и «Единый агент». Сейчас жалобы на невозможность купить полис обязательной «автогражданки» единичны.
Мы полагаем, что если либерализация тарифов ОСАГО пойдет так, как она запланирована, то с такой проблемой автовладельцы больше не столкнутся. Суть ее в том, чтобы позволить страховщикам самостоятельно назначать более высокий тариф для аварийных автовладельцев, а безаварийных, напротив, привлекать, устанавливая им более низкий тариф на полис ОСАГО.
Первый шаг в реализации этой реформы был сделан 9 января, когда Банк России, в частности, расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также реформировал коэффициент «возраст-стаж», введя вместо 4 градаций 58.
Результаты мониторинга, который мы ведем с начала реформы, кажутся нам позитивными: для большой части автовладельцев стоимость обязательной «автогражданки» снизилась. Так, цена полиса ОСАГО для всех легковых автомобилей (как граждан, так и компаний) уменьшилась на 2,5%: с 5 817 до 5 673 рублей. В вашем регионе — в Челябинской области — цена на ОСАГО сократилась более чем на 1%.
14. Меня беспокоит, что могут мошенники всякие активизироваться, вдруг перекупать полисы начнут и перепродавать. Что тогда делать?
К сожалению, подобный вид мошенничества существует и сейчас. С начала обязательных продаж электронных полисов два года назад мы столкнулись с новой проблемой: подделкой сайтов страховщиков. Мы всячески боремся с этими подделками, за это время было заблокировано более 700 ресурсов. Банк России совместно с «Яндексом» начал маркировать официальные сайты страховщиков в поисковой системе специальной синей галочкой.
Приобретая полис ОСАГО, обязательно проверьте: страховая компания должна иметь лицензию на право осуществления ОСАГО (эту информацию можно найти на сайте Банка России). Оформляйте полис только в официальных офисах продаж страховых компаний или у уполномоченных представителей. Также проверяйте информацию о принадлежности полиса ОСАГО конкретной страховой компании на сайте РСА по ссылке >>
Автовладелец, который в прошлом получил штраф за отсутствие полиса ОСАГО (сегодня он составляет 800 рублей), не будет платить больше за «автогражданку». Такого пункта нет ни в указании Банка России, ни (во всяком случае, в явном виде) в готовящемся законопроекте Минфина, который станет следующим этапом индивидуализации цены полисов ОСАГО.
Однако РСА поддерживает предложения о повышении размера штрафов за езду без полиса обязательной «автогражданки». ОСАГО является защитой обоих участников ДТП. Оно обеспечивает гарантированную выплату для пострадавшего и гарантирует защиту для виновника. Если автовладелец не имеет полиса, он представляет реальную угрозу для добропорядочных водителей, которые соблюдают закон и приобретают ОСАГО. Порой выплаты за чью-то разбитую в ДТП машину составляют огромные суммы, которые человек самостоятельно просто не сможет оплатить. А это значит, что водитель, который пострадал из-за наезда другого автомобилиста без полиса ОСАГО, может вообще остаться без каких-либо выплат.
Например, в США езда без страховки очень дорого обходится водителю: штраф доходит до 1000 долларов (65 000 рублей). В Испании эта сумма составляет 1000 евро (75 000. рублей). Я думаю, что такая практика точно заставляет недобросовестных водителей задуматься о покупке полиса «автогражданки».
16. А есть какая-то привязка либерализации к регионам? Где быстрее начнется? Будут ли эксперименты какие-то?
Первый этап либерализации — то есть расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, а также увеличение градаций при расчете коэффициента «возраст-стаж» с 4 до 58 — вступил в силу одновременно по всей России с 9 января 2019 года. Это произошло без экспериментов и пилотных территорий, но это не значит, что мы не проводили исследования. Банк России делал несколько актуарных расчетов, мы также изучали практику либерализации в Германии, Франции, Великобритании, Китае, Чехии, Польше, Малайзии, заказывали глобальное исследование у Финансового университета.
Если говорить о тенденции изменения цены на полисы ОСАГО на каких-то отдельных территориях, то в первую очередь цены снижались на территориях так называемой «зеленой зоны», где убыточность по ОСАГО находится на низком уровне. Сейчас, спустя месяц после старта реформы, снижение цены произошло в 61 регионе, причем где-то цена сократилась на 7%.
17. И сколько самый дешевый ОСАГО будет стоить теперь?
Если мы говорим о полисе со сроком один год, то самый дешевый полис будет стоить 870 рублей. Такую цену может получить водитель из Крыма с мощностью автомобиля до 100 лошадиных сил, который также имеет самое низкое значение КБМ (0,5), то есть не попадает в аварии, его возраст составляет 30-50 лет, а стаж вождения от 10 лет.
18. Пожалуйста, распишите по срокам (хотя бы приблизительно) остальные этапы реформы. Когда их ждать и как конкретно они будут сказываться на стоимости ОСАГО? Пока, вопреки мнению многочисленных «экспертов», цены вроде не растут, а кто-то даже массово снижает: «Ингосстрах», «Росгосстрах»... Но какие перспективы дальше? Будет ли усиливаться конкуренция?
Первый этап вступил в силу с 9 января 2019 года указанием Банка России: это расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз и увеличение градаций коэффициента «возраст-стаж» с 4 до 58 для более индивидуального подхода к расчету стоимости ОСАГО. С 1 апреля 2019 года также вступят в силу новые правила расчета коэффициента бонус-малус.
Как вы верно отметили, уже на начальном этапе страховщики начали снижать стоимость полисов ОСАГО, это коснулось большинства регионов. Так, средняя стоимость полиса сократилась до 7% в 61 регионе нашей страны. Мы уверены, что конкуренция будет усиливаться. Мы увидим это в ближайшее время. Пока с начала либерализации тарифов прошло всего два неполных месяца, но уже сейчас заметны положительные результаты.
Вторым этапом реформы станут уже законодательные изменения. В ближайшем будущем Минфин планирует внести регламентирующий их документ на рассмотрение в правительство, а затем он будет направлен в Государственную думу. Пока какие-либо сроки вступления в силу этого закона называть преждевременно. Известно лишь, что увеличение лимита выплат за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тыс. рублей до 2 млн рублей, согласно последней редакции документа, планируется с 1 января 2020 года. С этой же даты предполагается отмена коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства, а с 1 октября 2020 года — отмена коэффициента мощности транспортного средства. Коэффициент, учитывающий соблюдение водителем правил дорожного движения, вступает в силу через 90 дней после принятия закона и его официального опубликования.
Также планируется дальнейшее расширение тарифного коридора на 30% и 40%, но сроки зависят от сроков рассмотрения законопроекта правительством и Государственной думой.
Таким образом, процесс продолжится. Введение этих норм приведет к тому, что аккуратный водитель, который не попадает в аварии, станет платить за полис меньше, а злостному нарушителю ПДД придется увеличить свои расходы на покупку «автогражданки».
Что касается конкуренции, то на это и нацелена реформа. Как показывает опыт зарубежных стран, например, Германии, который мы, безусловно, учитывали при создании теоретической базы индивидуализации ОСАГО, либерализация привела к усилению конкуренции на рынке, что естественным образом заставило страховщиков «охотиться» за покупателями и снижать тарифы, а также создавать для них новые удобные сервисы.
19. Как водитель ответственный (у меня нет аварий вообще) я, естественно, хочу, чтобы каждый платил за себя, за свой стиль вождения. Кто без ДТП — тот меньше, кто лихачит — больше. Насколько я понимаю, первые шаги в этом направлении в рамках реформы ОСАГО уже сделаны. Но что дальше будет предприниматься в плане индивидуализации тарифа?
Дальше тарифный коридор, в рамках которого страховщики смогут устанавливать тарифы, будет постепенно расширяться: сначала — на 30% вверх и вниз, а потом — на 40%.
Помимо этого, ближайшее изменение — это новые правила расчета коэффициента бонус-малус, нормы вступят в силу уже с 1 апреля этого года. КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них.
Затем — в перспективе нескольких лет — планируется полностью отказаться от коэффициентов территории и мощности автомобиля, а вместо них ввести коэффициент манеры вождения, который будет определяться исходя из частоты грубых нарушений ПДД, резкости торможения и перестроения, частоты и длительности использования машины. Мы надеемся, что этот коэффициент сможет повилять и на сокращение аварийности на дорогах.
То есть постепенно мы придем к индивидуальной системе расчета стоимости ОСАГО, когда будут учитываться не общие параметры, а частные.
20. В результате реформы ОСАГО нам обещали снижение стоимости полиса, потому что страховые, как говорилось, должны были начать конкурировать между собой за рынок. Реформа им такую возможность предоставила, расширив тарифный коридор. Однако, почему-то не все спешат устраивать борьбу за клиента. Собирается ли как-то государство отслеживать эти процессы и не допускать монопольных сговоров на рынке?
И Банк России, и РСА проводят постоянный мониторинг тарифов страховщиков по ОСАГО. Цель реформы, к которой стремятся и страховщики, и регулятор, — уйти от «уравниловки» и сделать тариф на обязательную «автогражданку» справедливым для каждого автовладельца. В результате для большей части автовладельцев тариф должен понизиться. Как я уже сообщал, пока все идет в соответствии с нашими ожиданиями: после изменения тарифов на ОСАГО мы зафиксировали снижение средней цены полиса ОСАГО в 61 регионе РФ, где проживает почти 90% всех водителей, покупающих полисы обязательной «автогражданки».
Сейчас мы наблюдаем усиление конкуренции на рынке ОСАГО. Вряд ли в таких условиях возможен монопольный сговор между страховщиками. В то же время за реформой внимательнейшим образом следят и Банк России, и депутаты Государственной думы: думский Комитет по финансовому рынку во главе с Анатолием Аксаковым, который запрашивает информацию у РСА и ЦБ РФ о состоянии цен на рынке ОСАГО. Будьте уверены, реформа находится под очень жестким контролем.