Примерное время чтения: 4 минуты
2034

Что такое зимние шины «липучки»?

Категория:  Обслуживание Авто
Ответ редакции

При выборе зимних шин многие слышали странное слово «липучки». Как правило, их применяют вместо обычных зимних шипованных колес. Какие технологии в них применяются и насколько их характеристики отличаются от обычных зимних покрышек?

Высокие технологии

«Липучками» называют современные бескамерные зимние шины, предназначенные для поездок по сухому и чистому асфальту в зимнее время. Их еще именуют фрикционными колесами (friction — «трение»). В них применяют технологию увеличения трения резиновой смеси, в которой используют слоистый состав рабочих материалов.

Шина состоит из слоев резины с высоким содержанием твердых углеродистых присадок, которые повышают прочность и износостойкость материала, а также придают ему фрикционные свойства, то есть повышается коэффициент трения шин, а также прочность поверхностного слоя колеса.

Что такое ламели?

Однако есть у «липучек» и слои с мягкой резиной, которые обволакивают мерзлый асфальт, повышая коэффициент сцепления. Они применяются в протекторе в зонах так называемых ламелей, то есть в особых рядах нарезки протектора. По своему действию они похожи на присоски. Под весом автомобиля они расползаются по сторонам, увеличивая площадь контакта шины с асфальтом. А чем больше пятно контакта, тем выше зацеп колеса. Ламели проникают в неровности дороги, создавая дополнительную удерживающую силу.

Из-за отсутствия шипов такие покрышки более комфортны для вождения в зимнее время. «Липучки» менее шумные, потому как не цепляют асфальт металлическими зубьями. Такие покрышки рассчитаны на гораздо большие скорости движения, чем у «шиповок», и наделяют автомобиль лучшей управляемостью. А еще они менее вредны для дорог, потому как в отличие от «шиповок» не прогрызают в асфальте колеи.

Если сравнивать «липучки» и «шиповки» на сухом зимнем асфальте, то они намного превосходят последние по величине тормозного пути, потому как не имеют металлических зубьев, препятствующих хорошей работе резиновой смеси.

Недостатки «липучек»

При всех преимуществах есть у фрикционных колес заметные недостатки, которые препятствуют их массовому применению в России с ее изменчивым климатом.

Резина новых фрикционных шин требует обкатки. Если купить и поставить колеса из магазина на автомобиль, то первое время их поведение на дороге будет вызывать недоумение. Они скользят, отчего тормозной путь с 60 км/ч увеличивается примерно на полкорпуса машины.

Поэтому в первый месяц потребуется ездить аккуратно, пока из ламелей не выйдет технологическое покрытие кокиля (пресс-формы), которое предохраняет ламели от разрушения при снятии пресс-форм на конвейере. Кроме того, необходимо срезать спекшийся верхний слой, который появляется в процессе изготовления как побочный продукт остывания горячей резины, только что вышедшей из печи.

Примерно через 2 тысячи километров пробега верхний защитный слой срезается асфальтом и в дело вступает мягкая рабочая резина, обладающая повышенным коэффициентом трения. Водителям даже рекомендуется на пустой дороге прибегать к экстренным торможениям, чтобы вызвать повышенный износ резины и ускорить обкатку.

В отличие от «липучек» шипованные колеса обкатки почти не требуют, потому как их шипы всегда готовы к работе и сразу показывают хороший зацеп на льду и укатанном снегу.

Еще один существенный недостаток «липучек» — это их непредсказуемость на льду. На российских дорогах часто появляются участки дорог с переменным покрытием. К примеру, слева идет проезженная до асфальта колея, а справа — укатанный снег со льдом. В этом случае правые «липучки» могут поскользнуться при торможении и создать разворачивающий момент.

Но самое главное — «липучки» перестают хорошо работать, если на льду или укатанном снегу есть вода. В этом случае между протектором и поверхностью дороги появляется скользкая прослойка, и шины перестают прилипать к дороге. Вода на льду или на укатанном снегу — самый главный враг фрикционных покрышек. А такие условия часто можно встретить на дорогах в Центральной России. После каждого снегопада выезжает спецтехника и разбрасывает антигололедные реагенты, которые растворяют лед и смачивают поверхность. Дороги в городах в снегопады почти всегда мокрые, и «липучки» требуют аккуратности от водителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах