Что сделать, чтобы лобовое стекло не треснуло на морозе?
В процессе нескольких лет эксплуатации ветровое стекло автомобиля покрывается сколами различной величины. Эти повреждения нарушают распределение внутренних напряжений закаленного триплекса и могут спровоцировать при последующих ударах появление трещин. Как минимизировать риск разрушения стекла и продлить ему срок службы?
Неравномерное температурное расширение
Ветровое стекло автомобиля тоже держит нагрузку от кузова. При проезде неровностей и при резком маневрировании часть крутящего момента уходит в стойки крыши, которые деформируются и частично опираются на переднее и заднее стекло. Поэтому сохранности стекол должно уделяться большое внимание.
Если появились крупные сколы от камешков, то нужно готовиться к скорой замене. Часто с наступлением низких температур стекло лопается, и от края до края образуется трещина, с которой дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.
Трещина может появиться из-за неравномерного прогревания салона. Дело в том, что в морозы металл кузова и триплекс стекла по-разному отводят тепло. Металл долго остается холодным и распределяет тепло по всей поверхности, а вот закаленное стекло нагревается участками. Поэтому в морозы в нем концентрируются напряжения, которые и провоцируют появление трещин.
Бывает, что водитель после включения мотора выходит из машины и начинает смахивать снег с крыши и капота. И в это время на глазах от одного скола вдруг ползет лучик. При езде эта трещина разрастается и достигает края.
Поэтому, чтобы старое стекло не раскалывалось, необходимо прогревать его равномерно.
Воздушный поток
Для этого при холодном моторе потребуется включить сильный обдув стекла, чтобы равномерно распределить тепло по всей его поверхности и даже между слоями триплекса. По мере нагревания мотора будет нагреваться и печка, а вместе с ней и воздушный поток. Тогда повышение температуры и разморозка наледи будут растянуты во времени.
Если автомобиль оснащен системой дистанционного запуска, то климатическую установку необходимо настроить таким образом, что обогрев салона начинался с обогрева стекла. Если же по умолчанию печка дует только в ноги, то в течение 15-20 минут она достигает высокой температуры воздушного потока.
Если в это время водитель переведет заслонку на стекло, чтобы быстро разморозить наледь, то горячий поток обрушится на поверхность и вмиг нагреет нижнюю часть до 30-40 градусов, в то время как верхняя часть останется охлаждена да −5...–7 градусов. Перепад температуры вызывает неравномерное расширение триплекса, которое рискует закончиться деформацией мест повреждений и концентрации нагрузки на микротрещинах.
Фен в печке
То же самое происходит и при неумелом прогревании салона с помощью так называемого «фена», то есть электрического нагревателя, встроенного в климатическую установку. Этот прибор часто устанавливают на дизельных машинах, где достижение рабочей температуры двигателем растянуто во времени, из-за чего антифриз долго остается холодным. Для прогревания кабины используется дополнительное устройство, запитываемое энергией от генератора.
Если поставить его на полную мощность, то слишком горячий воздух может активизировать внутри триплекса те физические процессы, которые приведут к разрастанию трещин.
В общем, прогревание салона надо проводить аккуратно, но лучше всего перед зимним сезоном установить новое ветровое стекло взамен поврежденному камешками. Целое стекло может выдержать любые температурные нагрузки без риска расколоться.