Примерное время чтения: 3 минуты
4056

Бить или не бить. Как правильно тормозить в гололед?

На скользкой заснеженной дороге от водителя требуется предельная концентрация и безошибочные действия. Иначе простое нажатие на педаль тормоза в экстренной ситуации может привести к потере управляемости автомобилем. Как же правильно тормозить в гололед, чтобы не оказаться участником ДТП?

Резкое торможение и авария

Резкое нажатие педали тормоза на покрытии с переменным коэффициентом сцепления приводит к появлению разворачивающего момента. Одна сторона машины может замедляться интенсивнее, чем другая, отчего при резких действиях есть риск завертеться волчком. Если в автомобиле нет АБС, то он сначала пугающе приседает на один бок, затем корма входит в занос и при неумелых действиях водителя вылетает на заснеженную обочину.

При наличии антиблокировочной системы эффект тоже будет заметен, но из-за вмешательства электроники машину потянет в сторону не столь сильно. Кроме того, когда вступает в действие АБС, она «распускает» тормоза, ослабевает хватку колодок и не дает колесам блокироваться, из-за чего тормозной путь резко возрастает. Водитель в такой ситуации будет с удивлением наблюдать, как машина просто катится вперед на препятствие без замедления. Поэтому торможение педалями необходимо сопрягать с торможением двигателем.

Торможение мотором

Торможение мотором осуществляется, когда водитель переходит с повышенной передачи на пониженную. Если у вас ручная коробка передач, то движение в сильный гололед значительно упрощается. Можно на скорости в 80 км/ч включить четвертую передачу, а через 10 сек третью, и скорость плавно снизится до 40 км/ч даже без касания педали тормоза. При отпускании газа снижение скорости происходит автоматически не из-за трения покрышек о поверхность льда, а благодаря внутреннему сопротивлению подвижных частей силового агрегата при оборотах вала в 3-4 тысячи в минуту.

При торможении двигателем колеса продолжают вращаться и не блокируются, поэтому значительно сокращается риск потери управляемости.

Если всегда ехать на второй или на третьей передачах в гололед, то автомобиль не будет испытывать больших трудностей со стабилизацией на прямой. Самым лучшим в условиях гололеда будет поддерживать скорость 50-60 км/ч.

При езде на автомобиле с автоматической коробкой эффект замедления двигателем заметен хуже, однако и с автоматом можно использовать названный эффект. Если принудительно включить третью и потом вторую ступень автоматической коробки, то машина быстро стабилизирует скорость в районе 40-50 км/ч. Правда, времени это занимает больше, чем на «механике».

Русская АБС

Если необходимо замедлиться быстро на машине, у которой нет электронных ассистентов вождения, то можно использовать прием «русской АБС». От водителя требуется не жать на педаль с одинаковым усилием, которое неизменно приведет к блокированию колес, а давить на нее с переменным усилием, то отпуская, то вновь топая ногой. Лучше всего многократно бить по педали, будто отбиваешь какой-то музыкальный ритм. Тогда колодки не будут намертво схватывать тормозные диски, и колеса продолжат вращаться даже во время интенсивного замедления. В какой-то мере эти действия повторяют функционал электронной AБC, которая предотвращает блокирование колес за счет циклов переменного понижения и нагнетания давления в гидравлической системе тормозов.

К слову, в некоторых раллийных гонках нет электронных помощников, и пилоты хорошо умеют имитировать работу AБС, прокачивая педаль тормоза. Там же используется еще один прием, а именно торможение двумя педалями. Он применим на старых машинах, без электронной педали акселератора, имеющих прямой привод дросселя. При нажатии педали тормоза и при риске развития заноса водитель поддает газу, не отпуская тормоз, чтобы помочь провернуться блокированному переднему колесу. Мотор как бы проталкивает колесо вперед через сжимающиеся клодки и тем самым не дает появиться на колесах разным тормозным моментам. Автомобиль замедляется ровнее, без уводов в сторону и пугающих позывов к заносу. К сожалению, современные автомобили с электронными акселераторами научены сразу отключать дроссель, как только водитель касается тормоза.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах