Примерное время чтения: 4 минуты
939

За «опасное вождение» решили не штрафовать. Как же бороться с лихачами?

Государственная Дума отклонила предложения правительства, которые предполагали введение штрафа в 5 тысяч рублей за так называемое «опасное вождение». Как выражаются депутаты, эти документы потеряли свою актуальность. Неужели лихачей уже не осталось и штрафовать некого?

Размытые формулировки

Примечательно, что в день отклонения правительственного законопроекта о 5-тысячном наказании за опасное вождение лихач на «Феррари» устроил очередное резонансное ДТП на Рублевском шоссе. Водитель не справился с управлением и врезался в столб, в результате чего спортивный автомобиль разорвало на части. Лихач остался жив, но пострадала его спутница, которая сидела рядом на пассажирском сиденье.

Подобные аварии происходят регулярно, и еще недавно казалось, что ужесточение Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) поможет их победить. Однако законодатели решили, что подобное ужесточение не будет эффективным.

Термин «опасное вождение» был утвержден Государственной Думой в 2016 году и записан в пункт 2.7 Правил дорожного движения (ПДД). Он имеет сложное определение, которое звучит следующим образом:

«„Опасное вождение“ выражается в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Столь длинное и неоднозначное определение вызывало слишком много вопросов. Казалось бы, очевидное хамство на дорогах, подрезание и неуместное гарцевание очень трудно описать сухим канцелярским языком законодательства. В результате строки пункта 2.7 ПДД можно было трактовать как угодно и наказывать не только лихачей, но и законопослушных водителей, допускающих ошибки, но не представляющих опасности на дороге.

За эмоции наказать невозможно

В течение длительного времени законодатели пытались выработать методику наказания за «опасное вождение». В 2017 году в первом чтении Госдумой даже был принят законопроект, который вносил поправки в КоАП РФ и предполагал штраф в 5 тысяч рублей.

Однако документ лежал в Думе 6 лет без движения. Как ни пытались депутаты победить размытые формулировки и дать более сжатое определение «опасного вождения» в Кодексе об административных правонарушениях, ничего не получалось. Опасное вождение это прежде всего эмоции, направленные на демонстрацию своего превосходства на дороге, а за эмоции современное законодательство наказать не может. Подход оказался в принципе неверным.

Как отмечается в решении Государственной Думы, термин «опасное вождение» содержит слишком много неточных формулировок и порождает «элемент правовой неопределенности», что может обернуться «его расширительным толкованием», что, в свою очередь, породит волну наказания невиновных. В итоге после множества попыток внести изменения в КоАП РФ законодатели решили переработать подход к борьбе с лихачами в принципе.

Наказывать лихачей будут по камерам наружного наблюдения, которые в скором времени покроют большую часть магистралей столицы. При этом штрафовать будут не за «опасное вождение» в целом, а за конкретные нарушения, которые вызываются агрессивным поведением на дороге. В общем, с расширением технических средств контроля предполагаемые ранее методы борьбы с дорожным хамством стали уже неактуальными.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах