26361

Вождение «под градусом». Как поставить ему надёжный заслон?

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает ужесточить наказание за аварию по вине нетрезвых водителей и привлекать к ответственности тех, кто едет вместе с ними в транспортном средстве.

Пьяному не место за рулём

Вождение «под градусом» обходится нашему обществу слишком дорого. За это ежегодно тысячи ни в чём не повинных людей расплачиваются жизнями и десятки тысяч — здоровьем. По статистике ГИБДД, в 2020 году почти каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие в России было совершено с участием водителей с признаками опьянения (18 582 случая). По вине нетрезвых водителей погибли 4438 человек, а это 28% от всех смертей на дорогах. 24 809 человек получили травмы.

За 6 месяцев 2021 года в среднем по стране в состоянии опьянения был каждый 13-й из совершивших ДТП водителей, а на аварии, произошедшие по их вине, приходился каждый 6-й смертельный случай. Всего таких происшествий зафиксировано 4 432, в них погибли 1 004 человека и 6 054 получили ранения различной степени тяжести. 

«Такое огромное количество случаев позволяет сделать вывод, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, влекущего смерти людей», — уверен автор проекта «20 идей по развитию России», предприниматель и общественный деятель Дмитрий Давыдов.

Очевидно, что правовые последствия за пьяную езду должны быть более жёсткими. Положительный опыт ряда стран — подтверждение тому, что это приносит результат.

Нетрезвых водителей ждёт тюрьма

Страна восходящего солнца благодаря ужесточению наказаний за нарушение правил дорожного движения, в особенности за езду в нетрезвом виде, в XXI веке смогла значительно сократить смертность на дорогах. Так, за период с 2000-го до 2019 года она снизилась почти в 3 раза. И это несмотря на стремительный рост количества автомобилей.

Показатель смертности в 2019 году в Японии был 3,1 на 100 тыс. человек, в то время как в Евросоюзе — 5,1, а в России — 11,6. Уровень смертности в ДТП по вине употреблявших алкоголь там составил 4,9%, что в 5–6 раз меньше, чем аналогичный показатель в России.

Спросите: почему? Дело в том, что за вождение в нетрезвом виде в Японии следует суровое наказание — до одного миллиона йен (650 тыс. рублей) и до 5 лет тюремного заключения в зависимости от уровня интоксикации. Но этим борьба за трезвость на дорогах не ограничивается.

В Японии действуют законодательно оформленные меры за безответственное поведение окружающих водителя граждан. К примеру, за езду с нетрезвым водителем пассажир может быть наказан суммой до 5 тыс. долларов и тюремным сроком до трёх лет. Понести наказание может и сотрудник магазина либо бармен, если он продаст алкоголь, зная, что клиент за рулём. Так что даже в респектабельных ресторанах страны официанты перед подачей горячительных напитков уточняют у клиентов, приехали ли они на автомобиле и кто сядет за руль на обратном пути.

В Сингапуре пьяного водителя, помимо серьёзного штрафа, могут наказать поркой. А в Таиланде и Китае при летальном исходе в результате ДТП, устроенного нетрезвым водителем, виновного могут приговорить к смертной казни. 

Жёсткость мер оправдана

Кому-то в России столь радикальные методы борьбы с пьянством на дорогах могут показаться слишком суровыми, но использование некоторых из них заставит лишний раз задуматься над тем, стоит ли «принимать на грудь» перед тем, как сесть за руль.

Наказание за управление транспортным средством в состоянии опьянения по действующему в России законодательству предусматривает штраф в размере 30 тыс. рублей и лишение водительских прав сроком от 1,5 до 2 лет. Дмитрий Давыдов предлагает увеличить сумму штрафа до 100 тыс. рублей, а срок лишения прав — до 3 лет. Такое же наказание он считает целесообразным установить и за передачу управления транспортным средством нетрезвому водителю.

Если же пьяный водитель не имеет прав, предлагается увеличить срок административного ареста с 10–15 суток до 30 и поднять штраф до 100 тыс. рублей. По мнению автора «20 идей», «такие изменения послужат серьёзной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку помимо риска долгосрочного лишения прав, каждый случай нетрезвого вождения будет создавать значительную угрозу личному бюджету». 

Раздели ответственность

Наряду с этим Дмитрий Давыдов рекомендует перенять опыт Японии и внести в законодательство норму о привлечении к ответственности пассажиров транспортного средства, управляемого водителем в состоянии опьянения, даже если пассажиры были трезвыми.

Пассажир в нашей стране до сих пор не считается причастным к правонарушению нетрезвого водителя, за исключением случаев передачи такому лицу транспортного средства. Казалось бы, зачем и его наказывать?

Для это есть основания, убеждён инициатор проекта «20 идей по развитию России». Первое заключается в том, что лица, севшие в одно транспортное средство с пьяным водителем, по сути, одобряют и поощряют таким образом совершение им правонарушения. Второе — в том, что они осознанно подвергают свою жизнь и здоровье опасности. И наконец, пассажиры, не сумевшие отговорить нетрезвого водителя и при этом воспользовавшиеся его услугами, фактически становятся соучастниками неправового поступка или даже преступления.

Именно поэтому нужно распространить ответственность за езду под управлением нетрезвого водителя и на пассажиров. Правда, с одной оговоркой. Возможность избежать наказания должна быть у пассажиров общественного транспорта и такси, поскольку им может быть неизвестен факт употребления опьяняющих препаратов водителем.

Денежный штраф за езду вместе с пьяным водителем будет мотивировать пассажиров сделать всё возможное для убеждения водителя воздержаться от употребления алкоголя и не садиться за руль в пьяном виде. А также удостовериться в трезвости водителя перед поездкой.

Дмитрий Давыдов уверен: предлагаемые им меры сократят число случаев опасной езды, равно как и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с участием нетрезвых водителей, и будут способствовать сохранению жизней тысяч россиян, гибнущих по их вине.

Эксперты и политики активно обсуждают проблему пьяной езды на разных уровнях. Но если власти обратят внимание на эти предложения и учтут их в законотворческой деятельности, то эффект не заставит себя ждать.

Партнерский материал

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество