В начале ноября 2021 года Правительство Российской Федерации после доработок внесло в Государственную думу законопроект об изменении правил технического осмотра. Предлагается существенно облегчить контроль над техническим состоянием для личных транспортных средств и усилить его для такси и коммерческих компаний, занимающихся перевозками пассажиров и грузов. Госдума на пленарном заседании 9 ноября в первом чтении одобрила законопроект. Насколько сильно изменится жизнь автомобилистов после его вступления в силу?
Пусть следят сами
Как передает пресс-служба Государственной думы, согласно законопроекту, владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД, например, при смене собственника после заключения договора купли-продажи. Однако это требование действует только для автомобилей старше четырех лет, включая год изготовления. Для всех остальных случаев техосмотр как обязательная процедура отменяется.
Перед обсуждением в Государственной думе правительство внесло коррективы в законопроект и связало его с действующими нормами, в том числе и с требованиями договора о Евразийском экономическом союзе.
В регламенте Таможенного союза указывается, что проверка транспортного средства в случае изменения конструкции производится «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения и последующей проверки безопасности. Эта поправка была одобрена депутатами, как и многие положения нового закона. Таким образом, техосмотр разрешено проходить лишь в исключительных случаях.
Как отмечал ранее председатель ГД Вячеслав Володин, «это решение облегчит жизнь многим автовладельцам, это примерно 50 млн транспортных средств». Граждане должны будут самостоятельно следить за состоянием своих автомобилей и в случае ДТП нести материальную ответственность за причиненный другим участникам движения ущерб.
Сколько ДТП
В пояснительной записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с опасными техническими неисправностями. Из-за серьезных повреждений конструкции вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%. В подавляющем большинстве случаев автомобилисты попадают в аварии из-за ошибок в управлении или из-за тяжелых погодных условий.
В целом водители поддерживают свои личные транспортные средства в исправном состоянии без техосмотра. При этом до недавних пор многие просто покупали диагностические карты, даже не предоставляя машину на осмотр. Поэтому отмена техосмотра никак не появляет на техническое состояние личного транспорта.
Отчасти контроль за состоянием машин перейдет к инспекторам ГИБДД. Они могут применить к владельцам статью 12.5 КоАП РФ, которая предполагает штраф в 500 рублей за несерьезные повреждения. В случае же поломки на автомобиле рулевого управления или тормозной системы неисправное транспортное средство может отправиться на штрафстоянку. За систематическую езду на неисправной машине по дорогам общего пользования транспортное средство могут снять с регистрации в ГИБДД.
Коммерческий транспорт
Между тем с коммерческими компаниями ситуация иная. Как уточняет пресс-служба Госдумы, для владельцев участвующих в перевозках автобусов, грузовиков и такси ничего не изменится. В целях безопасности пассажиров и других участников дорожного движения они, как и прежде, будут обязаны проходить техосмотр.
Как пишет «Коммерсант», бизнес воспринял новость о законопроекте крайне негативно. На обсуждении в Думе обнародовалась информация о том, что многие операторы рискуют остаться без клиентов, в результате чего многие пункты ТО свернут свою деятельность. Около 70% пунктов технического осмотра существуют за счет тех категорий транспортных средств, для которых проверки предлагается отменить.
Кроме того, требования к осмотру на пунктах ТО для коммерческого транспорта продолжат ужесточаться в части контроля за соблюдением процедуры, что тоже вызывает беспокойство у перевозчиков.