Статистика свидетельствует: несмотря на увеличение количества машин на дорогах, аварий происходит меньше. Соответственно, меньше и жертв. Но когда речь идёт о жизни и здоровье людей, любые цифры больше нуля в графах «ранено» и «погибло» неприемлемы. Отвечает «20 идей»
Причины аварий порой настолько нелепые и обидные, что в голове просто не укладываются. При этом каждая жизнь бесценна. И автор известного проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает изменить законодательство, чтобы минимизировать смертельные и просто опасные для здоровья проишествия на дороге.
Вплоть до конфискации машины
Речь идёт о рисках, которые водители создают сами для себя. Причём не о классическом опасном вождении, когда любители погонять на скорости, поиграть в «шашечки» и даже сесть «подшофе» за руль создают смертельную угрозу на дороге. Дмитрий Давыдов обратил внимание на невинные, на первый взгляд, вещи, которые могут оказаться не менее опасными.
«Согласно статистике, „по вине“ технических неисправностей ТС происходит всего менее 1% ДТП, все остальные происшествия на трассах и улицах — это вопрос несоблюдения правил дорожного движения. А значит, необходимо создать такие условия водителям и пешеходам, чтобы и тем, и другим было выгодно соблюдать их и культурно вести себя на дороге», — рассуждает он и поясняет, что стоит обратить внимание на водителей, которые любят перекусить за рулём или просто отправляются в дорогу в неудобной обуви.
Согласно опросу ГИБДД, почти половина водителей регулярно отвлекается от дороги, и в 3% случаев это приводит к авариям. Современное законодательство позволяет наказать водителя только за разговор по телефону без устройства hands free, хотя соскользнувший с ноги шлепанец или упавший на пол окурок способен создать не меньше проблем.
В этом смысле опыт европейских стран будет полезен и в законодательном решении этого вопроса. Например, в Испании водители обязаны принимать все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать нанесение вреда себе и окружающим.
«За рулем не должно быть препятствий, ограничивающих движения, нарушающих поле зрения и отвлекающих от езды. Согласно этой законодательной норме, водители в Испании могут быть привлечены к ответственности за управление транспортным средством в опасной для вождения обуви (сланцы, туфли на высоком каблуке, обувь на танкетке и другие), босиком, с обнаженным торсом или в купальном костюме, — объясняет Дмитрий Давыдов. — Также могут оштрафовать водителя, если пассажиры создают опасную ситуацию на дороге, например, положив ноги на переднюю панель. Сумма штрафа за перечисленные выше нарушения составляет от 80 до 200 евро. Во многом благодаря строгим правилам, за период с 2010 по 2020 годы количество ДТП в Испании сократилось на 44%. Она сейчас является 4-й страной в ЕС с самым низким уровнем смертности на дорогах, уступая лишь Швеции, Мальте и Дании».
Похожие правила есть и в Великобритании. Там одежда и обувь водителя не должны препятствовать осуществлению полного контроля над транспортным средством. За нарушение грозит штраф по статье «Небрежное вождение» или «Вождение без должной осторожности и внимания или без учёта других участников дорожного движения». Его сумма составляет 100 фунтов. А если водитель в неподобающей обуви совершит ДТП, то суд может обязать его выплатить штраф до 5 тыс. фунтов.
В соседней Франции законодательство обязует водителя в любой момент быть в состоянии совершить любой манёвр или изменить скорость без задержки. На этом основании водители также могут быть оштрафованы за несоответствующую обувь. Да и поле их зрения не должно снижаться из-за посторонних предметов в руках. Поэтому поедание сэндвича, макияж во время езды: штраф — 75 евро. Такой же — и за слишком громкую музыку. Более того, во Франции с 1 июля 2015 года официально запрещено вождение в наушниках (штраф — 135 евро)!
За любовь к мейкапу в неподходящий момент наказывают и на востоке. Например, в ОАЭ ввели штраф для женщин, которые накладывают макияж за рулём или поправляют прическу во время движения. Им придётся заплатить за это около 272 долл. Кроме того, полиция также имеет право конфисковать автомобиль нарушительницы сроком на один месяц.
В такой обуви за руль нельзя
У нас в законодательстве и близко нет ничего подобного. При этом именно нарушение внимательности — частая причина ДТП. Так, например, в 2020 году в ходе социального опроса, в котором участвовало 2 305 водителей, 3% признались, что попадали в ДТП из-за отвлечения внимания, а 49% подтвердили, что имеют привычку отвлекаться от дороги, и 5% указали, что отвлекаются часто.
А есть ещё и другое исследование, согласно которому свободно скользящая на ноге обувь (шлёпанцы, сланцы) увеличивает тормозной путь на 0,13 сек (вдвое больше, чем если бы на водителе были плотно сидящие кроссовки), то есть на целых 3,5 метра при скорости 97 км/ч. Это потому что ощутимо замедляется скорость преставления ноги с одной педали на другую и снижается сила нажатия на педаль. Плюс известен риск того, что сланец может соскользнуть и застрять между полом и педалью. Да и исследования, проведённые компанией Ford, показали, что лидеры в антирейтинге обуви для вождения — шлёпанцы.
Но это чисто летняя проблема. А есть и всесезонные опасные модели обуви. Например, обувь с высокими каблуками. Во-первых, длительное положение ноги на весу вызывает быструю усталость, во-вторых, шпильки имеют не очень прочную структуру: каблук может сломаться или зацепиться за коврик в автомобиле. В результате водитель просто не успеет затормозить, когда это будет необходимо. Во Франции «штрафы за лабутены» применяются «на усмотрение инспектора». То есть по законодательству это считается «опасной ездой». Если полицейский остановит девушку-водителя в туфлях на высоком тонком каблуке, он ей выпишет штраф.
Ещё один тип обуви, который следует исключить, — с толстой негнущейся платформой. Из-за неё водители плохо чувствуют педали газа, и с нажатием можно «переборщить». И уж, конечно, не стоит садиться за руль босиком, как это делают примерно 5,7% россиян, согласно опросам. В экстренной ситуации вы не сможете надавить на педаль тормоза с достаточным усилием.
Еда, музыка и макияж
«В Израиле и некоторых ещё странах запрещено категорически есть и пить воду за рулём. Там есть требование: обе руки должны лежать на руле во время движения. Конечно, еда — это отвлекающий фактор, особенно если бутерброд упал куда-нибудь между ног, и человек пытается его вытащить. Как и курение за рулём — очень сильный отвлекающий фактор. Пока окурок не упал — всё нормально, но если он падает в ноги, то, как правило, случается ДТП, потому что человек пытается панически затушить его. Любые посторонние действия за рулём, не относящиеся к вождению, конечно, несут определённый фактор риска», — рассказывает автоэксперт Андрей Ломанов.
Давайте по порядку. В России такой статистики нет, но 20% британских женщин-водителей признаются, что во время вождения они спокойно вносят изменения в свой внешний вид. 3% сообщили, что их увлечение макияжем приводило к разному роду ДТП. По подсчётам одной британской страховой компании, ежегодно это около 500 тыс. ДТП в одной только стране. По оценке The Daily Telegraph, нанесением макияжа за рулём в Великобритании хотя бы один раз занимались 2,7 млн человек из 15 млн водителей женского пола.
Конечно, на скорости 80 км\ч вряд ли кто-то будет подводить глаза и освежать помаду, но в пробке российские автомобилистки грешат эти сплошь и рядом. Времени в обрез, и так опаздываешь, а тут вроде как и не страшно. Смертельное ДТП из этого вряд ли выйдет, но «поцеловать» бампер машины, ползущей впереди, — легко. А это как минимум усугубляет и без того непростую дорожную ситуацию. К тому же, поправляя макияж во время движения, можно не только спровоцировать аварию, но и причинить вред себе же. Например, если красить ресницы тушью в момент проезда по яме или «лежачему полицейскому».
Ещё один момент, который легко может привести к ДТП, ‒ ношение наушников за рулём или громкая музыка в машине. Учёные уже доказали, что это притупляет внимание, затормаживает реакцию и активирует нервную систему, что может стать причиной неадекватно агрессивного состояния водителя. Да и вообще в чрезвычайной ситуации водитель может не услышать звуковой сигнал от «соседа по потоку», что приведёт к аварии.
Однако в ПДД ничего не сказано про запрет наушников за рулём. Более того, статья 2.7 косвенно призывает пользоваться наушниками, запрещая во время движения разговаривать по телефону, «не оборудованному техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Хотя недавнее исследование компании Ford опровергает это. В опасной ситуации использование наушников увеличивает время реакции водителя более чем на 4 сек. Автомобиль за это время на скорости 60 км/ч проедет почти 67 м!
Нет в ПДД и конкретного пункта, который запрещал бы еду за рулём, а это тоже отвлечение внимания от дороги. Подумаешь, что такого, если перекусить, опаздывая на работу?! Многие водители убеждены, что с бургером в руках способны сохранять бдительность. Хотя, запивая еду, они вынуждены слегка запрокидывать голову назад, отвлекаясь от дороги на пару секунд. А о том, что во время еды невозможно крепко держать руль двумя руками, говорить и вовсе излишне.
«Есть и пить за рулём — это смертельный номер. Если крошка или глоток жидкости попали в дыхательное горло, то водитель уже просто не может нормально вести машину — он кашляет, задыхается и в любой момент может устроить аварию, погубив и себя, и окружающих», — настаивает заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Николай Матвеев.
Что с этим делать?
«Поэтому мы предлагаем установить в России административную ответственность за следующие действия со стороны водителя. Вождение в опасной обуви (сланцы, шлёпанцы, тапочки без задника, валенки, обувь на высоких каблуках и танкетках) или босиком. Поскольку неверно подобранная для поездки за рулём обувь несёт в себе опасность, увеличивая риски попадания в ДТП и его последствия, то законодательный запрет на её использование необходим, — объясняет свою идею по улучшению культуры и безопасности на дороге Дмитрий Давыдов. — Приём пищи и нанесение макияжа во время вождения — эти действия за рулём напрямую отвлекают от дороги, не меньше, чем разговор по телефону с помощью рук».
Отсутствие запрета за такие действия, по его убеждению, формирует в гражданах, находящихся в спешке, плохую и опасную привычку заниматься посторонними делами за рулём.
«Чётко обозначенная позиция закона в том, что отвлекаться на еду и макияж из соображений безопасности не стоит, сможет изменить поведение в обществе. И тогда даже торопящиеся водители будут парковаться, прежде чем перекусить или поправить внешний вид», — считает Давыдов.
Кроме того, он предлагает штрафовать за использование наушников во время вождения. «Наушники не являются предметом необходимости, и альтернатива им всегда существует. Как результат такого запрета, внимание водителей будет в большей мере направлено на контроль ситуации на дороге. Это, очевидно, сократит случаи попадания в ДТП из-за человеческого фактора, — говорит Давыдов. — Перенимая успешный опыт и законодательно ограничивая опасное поведение со стороны водителей, можно сократить уровень травматизма и количество смертей на дорогах России».
Важно только, чтобы российские законодатели услышали эти слова и поддержали реализацию инициативы.