Вафельная разметка была введена в ПДД в конце апреля 2018-го, а соответствующий ГОСТ поправили летом, и с 1 июня он вступил в силу. В течение лета новая желтая разметка стала активно наноситься на перекрестках. С ее помощью определяются зоны, запрещенные для остановки транспорта. Как правило, они находятся в зоне пересечения улиц, однако на сложных участках дорог могут иметь неправильную геометрическую конфигурацию в виде изогнутых полос, идущих по направлению автобусных линий. Почти год водители присматривались к ним, а на столбах устанавливались камеры наблюдения и подключались к единой системе слежения и контроля.
Эксплуатация такой разметки в течение года почти никак не отразилась на поведении автомобилистов. Они по-прежнему выезжали на перекрестки и блокировали их для транспорта, идущего в перпендикулярных направлениях. Порой на вафельницах транспорт стоит по несколько минут, гудит и толкается, пока поток, наконец, не двинется с места. Однако с марта этого года камеры начали администрирование нарушений.
«Вафельная разметка — это общепринятая европейская практика, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Во многих странах Европы и Америки на перекрестках есть желтые сектора, и нам к ним тоже придется привыкать. С одной стороны, это сигнал водителям, что туда выезжать запрещено, а с другой ориентиры для камер, которые должны фиксировать нарушения. Если хоть одно колесо машины пересечет желтые линии вафельницы, то жди штраф».
Первая камера, штрафующая за блокирование перекрестка, появилась на одном из перекрёстков на Садовом кольце, и включала в себя две камеры типа «Стрелка» и одну обзорную камеру для съемки дорожной ситуации. Сейчас к ним прибавились около полусотни комплексов видеофиксации на разных перекрестках, которые полгода работали в тестовом режиме, а сейчас начали рассылку административных писем. Сначала материалы смотрят техники ЦОДД, а затем направляют их в УГИБДД по Москве для составления протоколов.
«Думаю поначалу нашим водителям будет очень трудно привыкнуть к новому алгоритмы поездок, — рассказывает координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов. — Ведь нужно сдерживать себя и не двигаться с места даже на зеленый в тот момент, когда часть вафельного островка закрыта транспортом. А это кажется другим необоснованным торможением потока. Раздаются гудки, нервные возгласы, которые влияют на других водителей».
Между тем камера может администрировать весь поток сразу, поэтому в течение нескольких минут обрабатывает десятки машин и выносит предписания по статье 12.13 КОАП РФ за блокирование перекрестка. Штраф сейчас составляет 1000 р. Что же нужно знать о вафельнице, чтобы не получить неприятное письмо?
Остановка больше 5 секунд считается нарушением
При заполненном транспортом перекрестке выезжать на него даже на зеленый свет запрещено. Любая остановка длительностью более 5 секунд считается нарушением и наказывается штрафом. К примеру, зажегся зеленый, автомобили стартовали и вдруг встали на месте, немного подождали и вновь поехали прямо. И все это во время разрешающего движение зеленого сигнала светофора. Камеры на связаны с сигналами светофора и реагируют на любую остановку. Так вот, штраф в 1000 рублей получат все машины за вынужденную остановку. Поэтому здесь придется вырабатывать новый рефлекс и перед тем, как проехать на зеленый свет светофора, смотреть, свободна ли площадка по другую сторону перекрестка, чтобы миновать вафельницу без остановки.
Поворот налево разрешен
Многие перекрестки с вафельницей имеют нерегулируемый поворот налево. Если светофора нет, а автомобилист поворачивает налево, ему необходимо сначала пропустить встречные автомобили, и только потом поворачивать. Алгоритм фиксации нарушений предусматривает такую возможность, и если машины, простояв более 5 секунд на вафельнице, поворачивают, то штраф им выноситься не должен.
Двигаться назад запрещено
Согласно пункту 4 статьи 14 ПДД при наличии затора, который образовался после перехода, автомобилист не имеет права выезжать на пешеходный переход и даже пересекать стоп-линию. На некоторых московских улицах камеры штрафуют не только за вафельницу, но и за пересечение стоп-линии у светофора, а также за пешеходные переходы.
За выезд на красный свет предусмотрен штраф в 800 рублей. А если автомобилист собирается откатиться назад, чтобы не создавать помех транспорту, то может получить штраф в 500 рублей за движение задним ходом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 ПДД остановка возле перехода может осуществляться только на расстоянии более 5 метров. Выезд на переход и блокирование пешеходного перехода запрещены. Статья 12.19 КоАП РФ, определяет за это штраф в 1 тыс. рублей, а в Москве и в Санкт-Петербурге штраф составляет 3000 рублей.
Поэтому лучше вообще не пересекать стол-линии у перекрестка, пока нет уверенности, что удастся миновать его без вынужденных остановок.
"Порой могут возникать непредвиденные ситуации, — продолжает Игорь Моржаретто. — Дело в том, что в наших климатических условиях водителям не всегда видна разметка не только вафельная и всякая другая, а вот для камер желтая вафельница видна всегда.
Поэтому введение новых штрафов потребует большей внимательности и дисциплинированности от водителей, а от дорожных служб более тщательного отношения к своей работе.