В конце января на сайте Министерства юстиции РФ был опубликован проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В нем предлагалось увеличение штрафов по автомобильным статьям. После критики законопроекта решено пока не менять наказания.
Всего месяц проект нового Кодекса об административных нарушениях (КоАП РФ) находился на публичном обсуждении, но за это время он собрал рекордное количество отзывов не только от юристов, коммерческих и некоммерческих организаций, но и от простых граждан. Людей волновали высокие штрафы, в том числе и по автомобильным статьям, которые определяли наказание за то или иное нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Новый КоАП подвергся критике депутатов Государственной думы, а также в его адрес были высказаны замечания со стороны председателя правительства России Михаила Мишустина, который назвал высокие штрафы «непосильными». В итоге Минюст на своем сайте объявил, что «решено согласиться с необходимостью снижения до действующего уровня размеров административных штрафов по тем составам административных правонарушений, по которым предусматривалось их повышение».
В целом столь резонансное обсуждение закона было признано положительным примером участия не только депутатов Госдумы, но многих представителей гражданского общества в разработке законов. Всего поступило 77 уникальных предложений от граждан и некоммерческих организаций, 55 — от предпринимательских объединений, 11 — от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 6 — от органов местного самоуправления. В целом было обработано около 1300 предложений по 467 вопросам, многие из которых повторялись и дублировали друг друга.
«Хотелось бы отметить, что законопроект, подготовленный Министерством юстиции, представляет собой абсолютно новый документ, а не вносит поправки в уже существующий КоАП, — рассказывает член ассоциации юристов России Банза Киприянова. — Вместо привычной водителям и сотрудникам полиции главы № 12 предполагается, что в новом КоАП автомобильные статьи будут собраны в главе № 21».
С введением нового кодекса изменится практика наказания водителей за нарушение ПДД. К старым статьям кодекса, наказание за которые решено оставить без изменений, добавятся новые виды административных наказаний, отсутствующие в действующем КоАП. И по ним добавляются главы с разнообразными сроками давности привлечения к административной ответственности.
«К примеру, в статье 21.29 вводится новая система накопления нарушений, где суммируются такие нарушения, как превышение скоростного режима, неправильный проезд на запрещающий сигнал светофора, и планируется установить временной промежуток, в течение которого происходит „суммирование“ наказаний, — рассказывает член ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. — Предполагается установить общий срок давности привлечения к административной ответственности по этой статье в один год, и штраф за первое негрубое правонарушение без отягчающих обстоятельств планируется заменить предупреждением».
В общем, в настоящее время доработка проекта КоАП РФ Минюстом России продолжается. Запланированы согласительные совещания с участием представителей органов государственной власти, научного и бизнес-сообщества, приглашаются и автомобильные общественные организации, в том числе представители «Общества синих ведерок». Как рассказал координатор общества Петр Шкуматов, не все обсуждения проходят гладко, однако представители Министерства юстиции прислушиваются к замечаниям и пожеланиям общественников.
Доработанный текст законопроекта после формирования его окончательной редакции будет размещен на сайте www.regulation.gov.ru.