Почему нельзя надолго останавливаться на обочинах автомагистралей?
Автомагистрали имеют асфальтированные обочины, которые нередко закрыты с одной стороны еще и металлическими отбойниками, предназначенными для удержания транспортных средств в полосах движения. Автомобилисты, утомившиеся в пути, останавливаются рядом с ними и оставляют неподвижные автомобили на краю дороги на продолжительный срок. Однако такое поведение категорически запрещено правилами. Какая же опасность может грозить на обочинах и почему там нельзя оставаться даже неисправным транспортным средствам?
Помешают избежать аварии
Останавливаться на обочинах нельзя не только на скоростных платных автомагистралях, но и на обычных междугородних дорогах, помеченных знаком «Главная дорога» (статья 12.5. ПДД РФ). Любой находящийся на обочине объект представляет опасность для других участников движения, в особенности ночью. Часто припаркованные машины стоят левыми колесами на краю дороги и сужают полосу движения для других автомобилей, которым становится трудно разъехаться со встречным транспортом.
Дело в том, что обочина создается вовсе не для отдыха, а для предотвращения экстренных ситуаций. Чем выше скорость, тем качественнее делаются обочины дорог. На автомагистралях они асфальтированы, и иногда даже предполагается превращение их в полноценные полосы движения.
Если автомобилист не успевает с обгоном и есть риск лобового столкновения, то он может отклониться на обочину и избежать серьезной аварии. Кроме того, потерявшее управление транспортное средство на влажном и скользком асфальте может съехать на широкую гравийную обочину, которая на автомагистралях иногда выполняет роль естественного тормозящего покрытия. Если же это пространство вдоль дорог будет заставлено транспортом отдыхающих, то аварии не миновать.
На видеоканалах можно увидеть ролики, в которых автомобили нарушителей парковки на обочинах становятся причиной серьезных столкновений. Причем опасности подвергаются и люди внутри стоящих машин.
Как ставить знак
Пункт 1.2 ПДД гласит, что прекращение движения и внезапная остановка разрешены в случае технической неисправности автомобиля или опасности, которую может создавать груз, а также из-за физического состояния водителя или пассажира или неожиданного возникновения препятствия на проезжей части. К примеру, перевозимый груз плохо закреплен и может упасть или мешает управлению автомобилем. Однако стоять долго на обочине не разрешается.
Водитель должен убрать автомобиль на ближайший съезд или на площадку отдыха. Если автомобиль не потерял ход, то лучше всего дотянуть до безопасного места и только потом начинать ремонт.
Если же машина действительно не способна передвигаться, то, исходя из требований пункта 7.1 ПДД, водитель обязан включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки для оповещения других участников движения об опасности. Причем делать это необходимо в том числе и на обочине.
В населенном пункте знак размещается на расстоянии не менее 15 метров от машины, а на междугородней трассе — не менее 30. При этом нужно учитывать тот факт, что в последнее время скорости значительно выросли. Многие водители держат 120-130 км/ч в тех местах, где можно ехать 90 км/ч. А значит, стоящий автомобиль, который в дождь или в туман становится для них плохо заметен, представляет угрозу. Поэтому лучше всего знак относить подальше, чтобы другие водители сумели отреагировать на препятствие и вовремя перестроиться.
Наказание за парковку
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.19 КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей, а при совершении нарушения в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — в размере двух тысяч пятисот рублей.
Если же машина оставлена на дороге левыми колесами, то штраф выписывается уже по п. 4 ст. 12.19 КоАП РФ, которая гласит, что нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле влекут наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге это нарушение наказывается штрафом в размере трех тысяч пятисот рублей.
Кроме того, если при экстренной остановке водитель пренебрег требованиями пункта 7 ПДД, не включил огни аварийной сигнализации и не установил знак, то в соответствии со статьей 12.20 КоАП РФ, ему положен еще один штраф в 500 рублей.