Могут ли мобильные камеры на треногах видеть нарушения в темноте?
Стационарные камеры контроля за потоком транспорта, расположенные на высоких мачтах и столбах, имеют хорошее оснащение. Они вооружены подсветкой, которая позволяет объективу фокусироваться на движущихся машинах даже в ночное время. Часто перед мачтой с камерой стоят фонари на расстоянии 300-500 метров, которые освещают дорогу. Помимо них, комплекс наделен инфракрасным излучателем и инфракрасным приемником, считывающим номерные знаки. Неудивительно, что от ее «ока» скрыться трудно.
Между тем мобильные камеры не обладают таким же функционалом. Работающие на дорогах «треноги» видят недалеко. Зато их можно хорошо спрятать на темных обочинах, что становится неприятной неожиданностью для водителей. Эффективны ли они в темноте и способны ли составлять протоколы на зазевавшихся водителей?
Инфракрасная камера все видит, но недалеко
Сейчас на дорогах центральной России можно увидеть две основные передвижные камеры. Это фоторадарный передвижной комплекс «КРИС-П», который обычно работает на треногах на обочинах дорог, а также передвижной комплекс «Скат-С», построенный на базе автомобилей Lada Granta. Его можно узнать по высокому коробу на крыше легковой машины. Они работают на принципе эхолокации доплеровского измерителя. Сначала излучатель испускает радиоволны частотой 24,15 ГГц, а затем приемник ловит отраженный сигнал. Если какой-либо объект движется, то его скорость можно вычислить по разнице возвращения импульсов.
По дальности измерений «КРИС-П» заметно проигрывает стационарным приборам, таким, как «Стрелка-СТ». Радар в прямой видимости следит за целью на расстоянии до 300 м, в том числе и в полной темноте. Однако для составления протокола необходима идентификация транспортного средства.
Фотообъектив, к сожалению, не обладает такими же возможностями, как радар, и видит только в светлое время суток на расстояние до 150 м. Компьютер по изображению и габаритам определяет тип транспортного средства. Он оценивает, что находится перед ним, грузовик это или легковая машина, и замеряет скорость в пределах диапазона от 20 до 250 км/ч.
Прятать больше не придется
Таким образом, несмотря на хорошую дальность радара, в ночное время суток передвижные комплексы могут работать лишь ограниченно. Они не определяют силуэт машины, но могут различать номер на расстоянии до 50 м. И если тренога стоит открыто на обочине, то водитель успевает заметить ее в свете фар и притормаживает.
Некоторые эксплуатирующие фирмы, чтобы увеличить эффективность, маскировали треноги военными сетками, которые не видны не только в ночи, но и днем в пасмурную погоду. Кроме того, выбираются места для установки на освещенных участках трасс, чтобы на фотографии был виден не только номер, но и силуэт машины.
Но и в этом случае далеко не каждое нарушение администрируется ГИБДД из-за короткой дальности инфракрасной подсветки и низкого качества получаемых ночью снимков.
Таким образом, работать «КРИС-П» по ночам может, но с большими ошибками.
По характеристикам передвижной комплекс «Скат-С» похож на «КРИС-П» за небольшим исключением. Камера устанавливается на крыше машины на высоте в 2 метра и может заглядывать дальше, чем с треноги. Кроме того, ее не спрячешь в кустах. «Скат-С» способен измерять скорость до 350 км/ч на расстоянии до 100 м. Ночью дальность действия также ограничивается инфракрасной подсветкой.
В соответствии с ГОСТ Р 50577 4, веpoятнocть pacпoзнaвaния номеров в дневное время составляет 94,46%. По ночам вероятность достоверного определения номера машины снижается до 88,92%. Таким образом, и этой камерой далеко не каждый номер машины может быть прочтен в ночи.
Камеры будут обозначать специальным знаком
Между тем вскоре правила использования мобильных камер изменятся. В марте 2020 года ГИБДД предложила ввести временный информационный знак «Комплекс фотоконтроля», который должен устанавливаться за 150-300 м до работающей треноги. Эксплуатирующие компании обязаны будут предупреждать водителей, что впереди стоит камера, измеряющая скорость. Прятать треноги уже будет запрещено законодательно.
Проект поправок в ПДД прошел обсуждение на сайте правительства и сейчас согласовывается с органами власти.