На портале Госуслуг запущен новый сервис, призванный информировать граждан об отзыве автомобилей, находящихся в личном пользовании. Если Росстандарт объявляет о начале обязательных сервисных акций, связанных с технической безопасностью транспортных средств, то автомобилисту придет письмо с уведомлением о необходимости представить свой автомобиль по месту вызова. Для каких целей нужны эти отзывные мероприятия и могут ли водители отказаться от них?
Что такое отзывы?
Отзывы автомобилей — это часть послепродажного обслуживания. В случае обнаружения бракованных деталей или иных технических проблем автопроизводители объявляют сервисные акции, которые призваны исправить потенциально опасные узлы на машинах. По данным Росстандарта, чаще всего причиной незапланированных сервисных акций являются повреждения при сборке или неудовлетворительное качество комплектующих, грозящих опасными поломками, пожарами и авариями. Ремонт производится за счет производителя. Причем под акции могут попадать не только гарантийные автомобили, но и старые модели, проездившие по российским дорогам не один год.
Раньше отзыв автомобиля проходил по запутанной и трудно реализуемой схеме. После того как производитель объявлял о необходимости проведения бесплатного ремонта тех или иных дефектных деталей, отправлялся запрос в Росстандарт, который утверждал сервисную акцию и публиковал данные о предстоящей сервисной кампании для оповещения собственников транспортных средств. Помимо этого, автопроизводители готовили программы для дилеров, передавали запчасти для ремонта, а затем через дилеров оповещали владельцев.
Такая схема имела недостатки. Если первый владелец продавал автомобиль, а новый собственник обслуживал его в неофициальных сервисах, то найти нового собственника машины было трудно. В этом случае автомобиль оказывался вычеркнут из сервисных акций и лишался бесплатной замены проблемных деталей. С 2015 по 2022 годы в России было отозвано 6,1 млн автомобилей, однако далеко не все из них прошли бесплатный ремонт.
Оцифровка информации
Новый сервис на Госуслугах разработан Минцифры совместно с Росстандартом. Он существенно упрощает процедуру оповещения владельцев транспортных средств. Так как отзывные кампании объявляются по VIN-номеру автомобиля, стало возможным делать рассылку не через дилеров, а напрямую автомобилистам, которые заносят данные об автомобиле в личный кабинет на Госуслугах. Автомобилист затем может самостоятельно позвонить любому официальному дилеру, назвать VIN-номер автомобиля и записаться на ремонт. Причем сделать это можно даже по старым отзывным кампаниям, которые проводились в прошлые годы.
Нередко граждане, купившие подержанный 10-летний автомобиль, обнаруживают, что по нему объявлялись две или три отзывные кампании, которые были проигнорированы бывшими владельцами. Отремонтировать машину можно в любое время, потому как сервисные акции не имеют срока давности.
Как закачать сведения об автомобиле?
Если сведений о машине нет в личном кабинете, то потребуется их добавить. Делается это очень просто. Владельцу потребуется войти на портал Госуслуг, перейти в подраздел «Транспорт» раздела «Документы» и нажать на кнопку «Запросить». Цифровое письмо автоматически направится в ГИБДД. Затем сервис сам свяжется с базами данных ГИБДД и закачает всю информацию на зарегистрированный на гражданина автомобиль. Эти сведения появятся в личном кабинете. Правда, предварительно потребуется подтвердить свои данные и оформить электронную подпись. Сделать это можно в МФЦ или в одном из отделений банков-партнеров Госуслуг.
«Разработка и внедрение личного кабинета позволили нам собрать оцифрованные данные обо всех отозванных автомобилях и фактах их ремонта, начиная с 2017 года. Данные регулярно пополняются и распространяются по разным каналам информирования автовладельцев», — рассказал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.