Как бороться с «обочечниками» на дорогах?
Трафик на дорогах Подмосковья резко вырос. При образовании дорожных заторов автомобилисты стараются протиснуться вперед по обочинам. Неудивительно, что это раздражает других участников дорожного движения. Автомобили на обочинах поднимают клубы пыли, из-за которых ухудшается видимость и забиваются воздушные и салонные фильтры. Кроме того, из-под колес «обочечников» летят камни гравия и иной мусор, скопившийся на краях дорог и способный причинить ущерб лакокрасочному покрытию. Но самое печальное, что «обочечники» еще больше тормозят пробку и часто становятся виновниками ДТП, так как не соблюдают дистанцию и не учитывают того обстоятельства, что другие водители тоже иногда стремятся съехать с дороги и останавливаются на обочине. Начинаются скандалы, угрозы, разбирательства.
Чей приоритет?
Обычно автомобилисты, двигающиеся по обочинам, трактуют свое место как преимущество. Они используют «правило правой руки», чтобы убедить других участников движения в своем праве возвращаться на дорогу в любой момент времени и в любом месте. К примеру, обогнав пробку, «обочечники» часто вклиниваются в поток и еще больше тормозят его. Однако некоторые водители не пропускают таких автомобилистов обратно, препятствуют их движению, что тоже не всегда бывает уместно в конкретных ситуациях.
Споров об «обочечниках» было много, пока в 2019 году Верховный суд России не вынес судьбоносное решение, лишив водителей на обочинах приоритета, которым они иногда пользовались по правилам «помехи справа».
Такой вердикт был принят после рассмотрения дела водителя из Самарской области, который в 2014 г. столкнулся с ехавшей по обочине машиной. Автомобиль совершал левый поворот, пропустил все транспортные средства на дороге, начал маневр, но в этот момент с противоположной обочины выскочила машина и совершила ДТП. Первоначально инспекторы ГИБДД признали виновными обоих водителей. Однако решением Верховного суда дело было пересмотрено. Автомобилист на обочине не имеет преимущества, так как он не имеет права ехать по обочине. Таким образом, обязанности его пропускать нет.
В целом это решение изменило отношение к «обочечникам». Приоритета у них нет, однако это не повод препятствовать любой машине, выезжающей с обочины. Такие действия могут расцениваться как опасное вождение, что тоже является нарушением. Кроме того, в России не действует прецедентное право и в каждом отдельном ДТП сотрудники ГИБДД будут самостоятельно принимать решение о том, у кого был приоритет.
Штраф 1500 рублей
Однако движение по обочинам — это без сомнения нарушение ПДД, и любой автомобилист может пожаловаться в ГИБДД. Можно записать процесс передвижения машины на видео и передать файл в ГИБДД. Необходимо сохранить запись на регистраторе, сделать звонок по телефону 112 или 911, сообщить дежурному свой контактный номер и заявить о нарушении. В этом случае придется передать вещественные доказательства и оформить жалобу на ближайшем пункте ГИБДД.
Важно, чтобы видеорегистратор, фотоаппарат или смартфон могли помечать в цифровых снимках место нарушения по GPS или ГЛОНАСС, а также его время. Если этой функции нет, то дату, время и место необходимо будет указать в заявлении письменно. На бумаге также приводятся данные автомобиля нарушителя, в том числе марка, модель и цвет.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ, штраф за движение по правой обочине вне зависимости от того, отделена она от проезжей части прерывистой линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, составляет 1500 рублей.