Примерное время чтения: 4 минуты
2864

Чем обучение водителей-профессионалов будет отличаться от обычного?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

В Министерстве транспорта планируют провести реформу по подготовке шоферов и разделить водителей на профессионалов и любителей. Отметку, подтверждающую профессиональную компетентность, предлагают ставить в водительском удостоверении. Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», без такой отметки нельзя будет управлять автомобилем по найму.

Отметка «профессиональная компетентность» будет иметь схожее значение с так называемым международным кодом «95», который является обязательным для водителей-профессионалов государств Евросоюза. 

Как сказано в проекте закона, отметка о профессиональной компетентности водителя «подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет». После чего при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и после прохождения профессионального обучения по программам повышения квалификации водителю будет предоставлено повторное право на управление транспортными средствами. При сдаче экзамена водители должны будут продемонстрировать не только практические навыки управления транспортными средствами, но и сдать теорию.

Что войдет в программу обучения водителей-профессионалов?

Водители-профессионалы должны будут сначала окончить общие курсы, дающие право на управление автобусом на 16 мест (D1) или грузовиком массой до 7,5 тонны (C1). Затем им предстоит пройти специальный курс на категории C, D или Е, а также их подкатегории для транспортировки прицепов.

Для повышения уровня подготовки водителей-профессионалов также необходимо будет пройти дополнительные курсы, на которых будет проходить обучение вождению в нештатных ситуациях, вождению сочлененного и двухэтажного автобуса, а также изучение основ безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов.

Программы обучения подготовит Минобрнауки в течение года после вступления закона в силу. По оценкам Минтранса, на подготовку к вступлению законопроекта в силу уйдет два года.

Что будет с водителями-любителями?

Для граждан, не желающих работать по найму, обучение упростится. Однако, как говорят эксперты, пока говорить о конкретных изменениях рано, так как программы под данный законопроект еще не разработаны. Специалисты считают нововведение избыточным, поскольку в автошколах и так готовят водителей на приемлемом уровне.

«Неизвестно упростится ли программа для водителей-любителей. В законе „Об образовании“ таких программ не предусмотрено. На сегодняшний день примерные программы предусмотрены только для основных программ: для среднего образования, для высшего и для профессионального обучения. Когда были введены эти программы, то в них уже были заложены повышенные требования к сдаче экзаменов для лиц, проходящих обучение по профессиональным программам. И это дало ощутимый результат. Вопрос сейчас в том, зачем ломать всю действующую систему, когда она дает хорошие результаты. Надеюсь, что будут найдены реальные методы для повышения квалификации водителей, работающих по найму, без таких революционных решений. Ведь сегодня огромное количество вопросов вызывает законопроект не только у автошкол, но и у ДОСААФ. Ведь призывников готовят по категории В и С, а по каким программам будут они теперь идти в армию? По найму?

В принципе, если законопроект пройдет, то сразу же возникнет много вопросов, поскольку вносятся новые нормы, такие, как, например, ограничение права на управление транспортными средствами. Да, во многих странах Европы есть девяносто пятая поправка, без нее не устроиться на работу, но ни в одной из этих стран нет запрета на управление транспортным средством в личных целях. Поэтому, что касается проекта закона, где написано, что водители с правами категории D, DE, С, CE ‎(за исключением соответствующих им подкатегорий D1, D1E, С1, C1E) без наличия в водительском удостоверении отметки о профессиональной компетентности водителя по указанным категориям с действительным сроком не допускается, то это вызывает вопрос. Куда делась категория М из программ? Они прописывают общие и профессиональные, а категории М нет вообще. Вызывает вопрос и двойное обучение. Некоторые категории будут считаться любительскими, выше — профессиональные и т. д. Но при этом целый ряд категорий от (С1 до Е) два раза заведены: и там, и там. То есть вопросов сейчас больше, чем ответов», — говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Как утверждает Шутылева, результатом последних изменений в обучающих программах в системе водительского образования стало то, что количество ДТП, совершенных начинающими водителями, сократилось с 2015- 2016 гг. на 46,5%. Если же сейчас отменить все наработки и снизить требования к любителям, то снизится качество их подготовки, что негативно скажется на безопасности дорожного движения.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах