Примерное время чтения: 6 минут
2666

Езда без ОСАГО. В каких случаях водитель может оказаться за решеткой?

autonews.ru / Из архива

Около 15% российских водителей ездит без страховки или приобретает фальшивый полис ОСАГО. Чтобы устранить подобную практику, Госавтоинспекция ищет пути ужесточения контроля и наказания. Вместе с вводом в строй комплексов контроля за дорожной обстановкой, умеющих дистанционно определять по государственным номерам автомобили без ОСАГО, ищутся иные пути ужесточения наказания для водителей. Причем для этого используются уже существующие статьи кодекса об административных правонарушений (КоАП РФ). В крайних случаях отсутствие обязательного полиса ОСАГО может стать причиной ареста. Что думает по этому поводу руководитель ГИБДД МВД РФ Михаил Черников?

Штраф 500 и 800 рублей

По информации, распространенной председателем Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым, в регионах участились случаи привлечения к административной ответственности автовладельцев, не имеющих полиса ОСАГО. После неоднократных предупреждений и при наличии систематических нарушений к автомобилистам стали применять статью 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»). По данным «Коммерсант»подобная практика вызвала ряд жалоб, которые дошли и до депутатов Государственной Думы. В существующих автомобильных статьях кодекса нет упоминания о возможности наказания по столь серьезной статье за езду без ОСАГО. В своем запросе господин Нилов спрашивает МВД, насколько правомочны действия сотрудников дорожной полиции?

К примеру, если водитель не успел продлить старый полис ОСАГО или не может приобрести его по каком-то причинам, то по существующим правилам он не имеет права выезжать на машине на дороги общего пользования. Это требование зафиксировано в пункте 2.1.1 ПДД. В случае нарушения ему грозит наказание по статье 12.37 КоАП РФ, которая гласит, что управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом ОСАГО, а равно управление с нарушением предусмотренных страховым полисом условий карается штрафом в размере пятисот рублей».

Пункт 2 этой же статьи гласит, что «неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

Поэтому депутат выразил сомнение, что водителей можно наказывать за езду без ОСАГО по каким-либо иным статьям.

Для злостных нарушителей — метла и камера

Генерал-лейтенант полиции, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников в  ответе депутату Ярославу Нилову объяснил ситуацию по-другому. Водителей наказывают не за езду без ОСАГО. Подобная статья применяется в исключительных случаях и только после неоднократных предупреждений в отношении злостных нарушителей, которые демонстративно отказываются подчиниться законному требованию сотрудников полиции прекратить эксплуатацию машины без ОСАГО.

Согласно закону «О полиции» и указу президента №711 1998 года (положение о ГИБДД), сотрудники Госавтоинспекции вправе требовать от нарушителей «прекратить противоправные действия», связанные с эксплуатацией автомобилей, в том числе управлять машиной без ОСАГО. За неповиновение требованию предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Статья гласит, что неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа в размере от двух до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.

Таким образом, в крайних случаях за демонстративное неповиновение ГИБДД суд может назначить 15 суток ареста. Однако, как правило, сначала назначается только штраф.

К слову, по данным «Коммерсанта», в 2019 году подобную статью сотрудники ГИБДД применяли за управление автомобилем с чрезмерной тонировкой. Но было это после неоднократных предупреждений наиболее непослушным водителям. Сейчас за неоднократное требование соблюдения ПДД в отношении технического состояния автомобиля используется иная мера, а именно снятие с регистрации в ГИБДД.

Инспекторы также могут использовать 19.3 КоАП РФ в случае, если водитель автомобиля с неисправными тормозами и рулевым управлением отказывается немедленно прекратить движение. Это заложено в действующем регламенте МВД по надзору за дорожным движением 2017 года.

Источники:

https://xn--90adear.xn--p1ai/about/direction/federal/item/2128/ 

http://duma.gov.ru/duma/persons/99110213/ 

https://www.kommersant.ru/doc/4998253 

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/42019d66e0b2432916c9085c738546d47354b1c4/ 

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/616c3e1ac3523ad0b345b51f7c9e3131c936fd3c/

https://www.kommersant.ru/doc/4998253 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах