Руководитель столичного ГИБДД Александр Ильин дал распоряжение всем сотрудникам, находящимся при исполнении служебных обязанностей, общаться с участниками дорожного движения в зоне видимости видеорегистратора, установленного в патрульной машине. Как сообщает «Российская газета», эта мера направлена на борьбу с коррупцией.
Москва стала первым регионом, в котором возможно осуществлять видеоконтроль почти на всех этапах общения с различными структурами ГИБДД, начиная от экзаменационных комнат, заканчивая патрульными автомобилями. Более 1700 машин оснащены двусторонними видеорегистраторами, которые записывают и внешнее изображение, и всё происходящее в салоне. Заходя на дежурство, экипаж получает новую карту памяти, на которую осуществляется запись. Если в записи существует пробел или процесс общения происходит вне зоны видимости – инспекторы будут подвергаться дисциплинарному взысканию.
Справка
Водитель должен пересаживаться в служебный автомобиль ГИБДД, если его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Сотрудник инспекции может попросить водителя выйти из машины, если у него замечены признаки опьянения, для оказания помощи, устранения неисправности в транспортном средстве, проведения сверки документов с номерами и в случае необходимости личного досмотра или досмотра и осмотра автомобиля. Инструкция для сотрудников ГИБДД прописана в Административном регламенте МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору над соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Теоретически исполнение этого распоряжения с технической стороны достаточно просто, а вот на практике наверняка возникнут затруднения. Если водитель нарушил правила, признал это и прошёл с инспектором в патрульный автомобиль для оформления – вопросов нет. А вот если нарушитель «подготовился» к общению и вложил определённую сумму в документы на начальной стадии общения, то для того, чтобы отловить этот момент, нужен видеорегистратор высокой чёткости, который «видит» происходящее на расстоянии нескольких десятков метров и желательно в тёмное время суток.
Да и сами манёвры для необходимого расположения патрульной машины и остановленного автомобиля могут занять определённое время. Например, такая распространённая ситуация: появился новый запрещающий знак или изменилась разметка, водители по привычке не обращают на них внимание и нарушают. Сотрудники ГИБДД останавливают таких, как говорится, пачками. Теперь общение будет занимать гораздо больше времени, ведь всё должно фиксироваться. Значит, каждый из остановленных должен находиться в прямой видимости регистратора, и патрульная машина будет пристраиваться за каждым автомобилем.
Как же это распоряжение отразится на водителях? На законопослушных – никак. Если человек ничего не нарушал, ему ничего не грозит. И даже наоборот – выключенный видеорегистратор в патрульной машине или намёки сотрудника о решении вопроса на месте могут послужить доказательством при обращении в службу безопасности ГАИ. А вот если водитель сам хочет не доводить дело до суда и не оформлять протокол, то запись с видеорегистратора может стать материалом для обвинения по 291 статье Уголовного кодекса «Дача взятки».
Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» в комментариях, данных АиФ.ru, дал позитивную оценку такому распоряжению: «Я сторонник максимальной прозрачности и открытости общения сотрудника ГИБДД с водителями. Если водитель ничего не нарушал и его права нарушаются, то он как раз заинтересован в такой гласности и публичности. А поощрять водителей, которые хотели бы втихаря откупаться от ответственности и наказания, и таких же недобросовестных гаишников не стоит. Это инициатива, которую я горячо приветствую и поддерживаю».
Впрочем, есть и другие мнения. Так, вице-президент Движения автомобилистов России Дмитрий Ольшанский в интервью «Русской службе новостей» предположил, что это распоряжение – нарушение Конституции РФ и лишь видимость борьбы с коррупцией: «Это завуалированное нарушение Конституции. Съёмка, подслушивание, подсматривание возможны только по определению суда. Помимо самого гражданина, его нельзя снимать». Также эксперта смущает техническая сторона реализации этого распоряжения: «Водитель может остановиться, учитывая тормозной путь, и в 30 метрах от патрульной машины. Они будут ехать за ним, потом разворачивать машину носом на него?».
В завершение хотелось бы отметить тот факт, что распоряжение Александра Ильина о прикрытии коррупционной лазейки произошло после крупного скандала о выдаче водительских удостоверений без экзаменов и получении им выговора от Колокольцева. Рвение московского руководства, скорее всего, достигнет и самых простых сотрудников, поэтому, товарищи водители, не нарушайте. А если уж нарушили, смиритесь и оформите документы, ведь ни крупный штраф, ни лишение прав на некоторое время не стоят проблем, которые могут возникнуть при заведении уголовного дела.