Взаимоотношения автомобилистов и инспекторов ГИБДД всегда носили неоднозначный характер. Быть оштрафованным на круглую сумму или вообще лишиться водительского удостоверения — малорадостная перспектива для лихача. Но стражи дорог тоже не роботы, могут и ошибиться. Однако технический прогресс не стоит на месте, и теперь видеокамеры без всяких эмоций и предвзятости могут решить большинство споров.
Как работают?
Все камеры можно условно разделить на две группы: стационарные и передвижные. Первые устанавливаются на неподвижном объекте вроде опоры освещения и находятся там длительное время. Передвижные камеры используются сотрудниками ГИБДД во время несения службы. Всего в России сегодня около 4 тыс. стационарных и свыше 3,7 тыс. передвижных камер. Практически во всех субъектах уже созданы ЦАФАПы.
Где ставят?
«На выбор места установки камеры влияет аварийность на том или ином участке дороги. Потому что первейшая цель использования видеофиксации — предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Решение о месте и времени применения приборов видеофиксации принимается руководителем подразделения Госавтоинспекции», — пояснил Андрей Клименко, начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности ГУОБДД МВД России.
Как найти камеру?
Многие автомобилисты после получения «писем счастья» со штрафами обзавелись так называемыми антирадарами, чтобы объезжать видеоловушки от ГИБДД. «Нельзя говорить о вреде использования радардетекторов. Ведь цель введения камер видеофиксации — предупреждение ДТП. И неважно, из-за чего человек снижает скорость либо не едет на красный сигнал светофора. Если не нарушил — значит, цель установки камеры достигнута», — уверен подполковник Клименко.
Можно ли «спрятаться»?
Кстати, видеокамеры фиксируют нарушения и у авто с иностранными номерами. Сейчас ведётся работа по привлечению собственников таких машин к административной ответственности. «Это будет возможно путём получения информации из таможенных органов о собственнике транспортного средства, которое пересекло границу. Самая действенная мера — запретить въезд на территорию РФ в дальнейшем при неуплате штрафа», — поясняет Клименко.
В течение первых трёх месяцев после установки на участке дороги комплекса автоматической фиксации аварийность в этом месте падает на 80-100%. Ради такого эффекта на некоторых участках дорог разрешено устанавливать муляжи, которые излучают определённый сигнал, но не фиксируют факт нарушения. Впрочем, расслабляться не стоит. Если пришло «письмо счастья», а вы его проигнорировали, вас ждёт административная ответственность: двойной штраф или обязательные работы.