На вторичном рынке много автомобилей, первые хозяева которых старались подобрать для себя недешевый комплект опций. Сейчас эти машины продаются по выгодным ценам, и имеющееся оборудование может быть незнакомо второму владельцу. При знакомстве с ним испытываешь удивление и дискомфорт, в особенности при зимней эксплуатации. Какие же устройства в машине потребуют аккуратного использования, в особенности при наступлении метелей?
Омыватель фар
В условиях русской зимы эта опция превращается в бесполезный и ненужный аксессуар, часто вредящий автомобилю, хотя на омыватели разработчики возлагали большие надежды. Их ставят обычно с ксеноновыми фарами, чтобы предотвратить оседание грязи на поверхности стекол, которая рассеивает и преломляет поток света. Омыватели рассчитываются на работу при плюсовых температурах и на обычную европейскую или американскую пыль, которая легко сбивается мощным напором жидкости из разбрызгивателей. Для удобства водителя разбрызгиватели срабатывают после каждого пятого нажатия на подрулевой рычажок. Однако зимой на фары автомобилей налипает вовсе не пыль, а взвесь из воды, соли и химических реагентов. Антигололедные вещества покрывают стекла серым налетом, который подогревается энергией излучения и вмиг засыхает, превращаясь в твердую корку. Смыть ее невозможно, а при каждом новом срабатывании омывателя жидкость создает разводы, которые преломляют и без того тусклый поток света. Фары хуже работают.
Кроме того, некоторые некачественные омывающие жидкости на основе изопропилового спирта приводят к разрушению верхнего слоя пластикового стекла фары. Изопропиловый спирт — это сильный растворитель, который вызывает появление мелких трещин на стекле и снижение его прозрачности.
Поэтому многие автомобилисты отключают омыватели фар, перекрывают трубку, ведущую к разбрызгивателю, или вынимают предохранитель, отвечающий за работу насоса омывателя. Тем самым они берегут жидкость от ненужного перерасхода.
Экологичный режим
На многих современных автомобилях можно встретить программатор режимов движения или отдельную программу работы двигателя и трансмиссии под названием ЭКО. Эта опция рассчитана на движение исключительно по летним дорогам и предполагает перевод двигателя в щадящий режим. Электронная педаль газа усредняет работу дросселя, а автоматическая коробка передач при этом подолгу использует высшую передачу, чтобы снизить потребление топлива и сократить выбросы в атмосферу. Если активировать функцию ЭКО зимой, то при движении в снежной каше двигатель будет испытывать дефицит момента и на колесах не будет достаточной тяги, чтобы стабилизировать машину при встрече со снежными наносами.
Поэтому про кнопку ЭКО лучше не вспоминать, если на улице метель.
Автоматический подруливатель
Эта опция устанавливалась сначала на премиальные машины европейских, японских и корейских фирм, а затем нашла применение в массовых моделях, которые сейчас можно встретить на вторичном рынке. Устройство включает в себя камеру в основании лобового стекла, которая связана с аппаратно-программным комплексом, анализирующим изображение, и блоком управления, отдающим команды на электроусилитель руля.
Камера считывает разметку и старается удерживать автомобиль в рамках обозначенного ей коридора. Автомобиль сам подруливает, если водитель замешкался и отвлекся от дороги. Зимой эта опция бесполезна и даже вредна. Активированная камера может принять за разметку снежный накат на дороге или следы другого автомобиля, и тогда подруливатель вмешивается в управление и старается скорректировать траекторию движения машины. Причем делается это грубо, из-за чего на скользкой заснеженной трассе может произойти кратковременной снос передней оси. Если неподготовленный водитель испугается и дернет руль в обратную сторону, то автомобиль может заскользить передними колесами и произойдет дестабилизация, грозящая потерей управляемости. При неумелых коррекциях за сносом развивается занос, а дальше машина идет боком и рискует вылететь с дороги.
В общем, зимой подруливатель не будет лишним отключить. Делается это через меню штатной бортовой системы.