Когда первые системы голосового управления машиной только разрабатывались, казалось, что за ними большое будущее. Ведь очень удобно говорить нечто машине, и она послушно выполняет команды. Однако внедрение подобных систем тут же стало приводить к курьезным ситуациям. Робот часто не понимал человека и действовал в зависимости от своего уровня подготовки. Это приводило к резкому снижению внимательности водителя. Исследования, подготовленные Американской автомобильной ассоциацией (AAA) и британской корпорацией Transport Research Laboratory, проливают свет на проблему коммуникаций между новыми мультимедийными установками и человеком.
Вред как от смс
Американская автомобильная ассоциация (AAA) — это старейшее общественное объединение в мире, которое насчитывает более 54 миллионов членов. Эта федерация была организована в США и Канаде в 1902 году и объединяет тысячи клубов в различных городах Северной Америки. В ее функции входит оказание помощи на дорогах, включая техподдержку и юридические вопросы. В 1947-м году ассоциация накопила средства и смогла основать Фонд безопасности дорожного движения, который финансирует Научно-образовательные центры и проводит собственные исследования, касающиеся безопасности на дорогах. В ходе совместной работы с Университетом штата Юта (США) с 2015 по 2018 годы выяснилось, что использование голосовых команд за рулем не менее опасно, чем пьяная езда.
Для проведения натурных экспериментов были привлечены 257 водителей в возрасте от 21 года до 70 лет, которые под наблюдением исследователей пользовались штатными голосовыми программами управления различных производителей. В течение пяти дней им было поручено изучить функциональность устройств и настроить их под себя. Для этого требовалось адаптировать программы для понимания индивидуальной человеческой речи. Компьютер записывал в своей памяти набор ключевых слов, которые затем обрабатывали нейросети, и достигался приемлемый уровень понимания.
После адаптации программ начались испытания. Тестеры ездили по четырехкилометровому маршруту в Солт-Лейк-Сити со средней скоростью до 40 км/ч. Степень отвлеченности оценивалась по пятибалльной шкале. Ученые из Университета штата Юта (США) присвоили каждой оценке эквивалент нарушения. К примеру, единица был равна прослушиванию радио или аудиокниги, двойка — разговору по телефону, тройка — написанию смс-сообщений, четверка аналогична серфингу по соцсетям, а пятерка — кратковременной потере внимания.
В ходе экспериментов водителей просили использовать функции голосового управления для выбора трека CD-плеера, смены частоты радиоприемника и совершения телефонного звонка. Результаты оказались безрадостными.
Хуже опьянения
Экспериментаторы протестировали десять моделей автомобилей. Лучшей системой голосового управления стала Chevrolet MyLink (2,4 балла). Другие результаты распределились следующим образом: Toyota (2,9), Sync MyFord Touch (3,1), Volkswagen Car-Net (3,5), Nissan Connect (3,7), Chrysler Uconnect (3,8), Hyundai (3,8), Mazda Connect (4,6 балла).
В целом почти все мультимедийные системы на различных автомобилях давали результаты загрузки внимания водителей в районе трех баллов.
Эти данные подтверждает свежее исследование британской корпорации Transport Research Laboratory. Уровень потери внимательности водителей они оценили в 30-36%, что эвкивалентно набору текста на мобильном устройстве. Причем езда в легкой форме опьянения отвлекала водителя только на 12%.
«Голосовое управление на первый взгляд облегчает пользование мультимедийной установкой, — говорит руководитель исследования профессор психологии Дэвид Страйер. — Однако программы подвержены ошибкам, часто не понимают речь, включают другие функции, из-за чего ими неприятно пользоваться. В итоге, водитель раздражается и думает не о безопасном вождении, а о том, как исправить ошибки голосового помощника».
Многие научные центры разрабатывают сейчас голосовых помощников для крупных автомобильных компаний. Ford предлагает Sync, General Motors — OnStar, помощник от Amazon работает в новом Volkswagen Golf, а Volvo готовит линейку мультимедийных систем на Android. Похожие услуги есть в смартфонах, которые нередко работают в машине как навигаторы, и ожидается, что к 2022 году автомобильными голосовыми ассистентами будут пользоваться 73% водителей. Однако исследователи уверены, что новомодное увлечение еще не готово заменить привычные органы управления опциями в транспортном средстве. А применение голосовых роботов вкупе с сенсорными экранами без аналоговых кнопок еще больше ухудшает ситуацию.