Во второй половине 40-х годов английская промышленность уходила от военной направленности и разрабатывала продукцию для гражданских нужд. Руководство государственного завода Meteor Works в городе Солихалл, выпускавшего двигатели и иные технические узлы для танков и бронетранспортёров, решило попробовать себя на ниве автомобилестроения.
Исполнительный директор предприятия Спенсер Уилкс и его родной брат конструктор Морис Уилкс использовали для постройки машины военные материалы. А их оказалась предостаточно. С 1947 года выпуск бронетехники и авиации снизился в разы. Алюминий упал в цене и превратился в самый доступный материал. В итоге конверсия получилась суровой. Конструкторы придумали делать раму из углеродистой стали в палец толщиной, кузов получил алюминиевые панели, а краска была выбрана танковая зелёная, так как ею были завалены все склады Meteor Works.
Неудивительно, что внедорожник превратился в культовый объект в послевоенной Англии, и в течение нескольких лет проник во все ее колонии. К началу 50-х годов на Land Rover ездила Африка, Австралия, Ближний Восток и другие регионы. И не случайно.
А вот на Land Rover центр тяжести находился под передними сиденьями, а это самая безмятежная зона в машине. Поэтому люди в Land Rover испытывали меньше неудобств на разбитой дороге.
Познакомиться с такой машиной было моей давней мечта. Благо старичок Land Rover 80 1949 года приезжал на празднование 15-летия бренда в России, где и удалось его протестировать. В нашем распоряжении был целый Центр Jaquar Land Rover Experience со скоростными участками и внедорожным полигоном.
Посадка внутри машины по старинке спартанская. Вразвалочку тут не поездишь. Руль упирается в живот, и при случае можно даже полежать на нем, если затекла поясница. Крутится он с трудом, на месте не провернёшь. Буквально требуется тянуть изо всех сил. Поэтому любое руление допустимо только при движении. Чуть тронулся и крути, навалившись всем телом.
Печки в машине нет, но для автомобиля конца 40-х годов это не критично. Land Rover всё же разрабатывался для стран с тёплым климатом, морозов в Англии почти не бывает.
Никакой обшивки внутри кабины нет. Только голый крашеный алюминий. За полувековую историю с ним ничего не случилось. Коррозионная стойкость феноменальная. С рамой тоже всё в полном порядке. В 40-е годы машины делали так, чтобы они могли протаранить кирпичную стенку. В 60-е появились иные концепции безопасности.
Блок приборной панели включает и замок зажигания. Повернул ключ, надавил на стартер, и внедорожник завелся с пол-оборота. Питается он старым 76-м бензином, за которым владелец машины совершает паломничество в глухие поселки Тверской области.
Слева от водителя стоят две рукоятки. Одна — это селектор четырёхступенчатой коробки, а вторая отвечает за раздатку. Потянул за неё назад, и можно ползти в грязь. Межосевой дифференциал самоблокируемый. Он имеет особенность запираться при заднем ходе. Поэтому в полу есть кольцо со штифтом, уходящим прямо в муфту. Если потянуть за него, то блокировка снимается, и можно опять ехать быстро.
А ездит «восьмидесятка» как трактор, то есть тяжело. Колёсная база в 80 дюймов (2032 мм) коротка, и Land Rover нужно улавливать на кочках. Правда, 1,6-литровый 50-сильный мотор легко разгоняет его до крейсерской скорости в 70 км/ч. Максималка не превышает 90 км/ч.
Сзади усядутся четверо. Причём тут же закреплена и запаска. Ещё одно колесо можно положить сверху на капот, там есть штатное место с винтами, третья покрышка крепится спереди радиатора между двух выступающих крыльев.
Кстати, с решёткой радиатора Land Rover связано много легенд и мифов. Она закрывает всю «мордочку» от попадания камней при движении по гравийным шоссе, поэтому достаточно широка. В Австралии приучились жарить на ней свежее мясо. Кенгуру часто попадались под колеса. Land Rover с массивным клыкастым бампером сбивал их наповал на радость путешественникам. Отличный повод устроить привал с грилем! Благо решётка снимается и превращается в гриль буквально в три приема.