Помещение Московского машиностроительного университета (МАМИ) напоминает скорее гараж, чем аудиторию: на крючках вдоль стен развешаны инструменты, в углу — диван, где дремлет один из разработчиков. Остальные его коллеги — студенты МАМИ — работают над сборкой. До ключевых соревнований осталось меньше месяца, трудиться приходится даже по ночам. Гоночный болид по имени Iguana проектировали с осени прошлого года, теперь дело за малым — правильно собрать.
«Большая часть времени всегда уходит на то, чтобы спроектировать — мы ведь в первую очередь инженеры, — рассказывает руководитель лаборатории перспективных транспортных средств Пабло Итурралде. — В проекте нужно предусмотреть каждую мелочь: раньше у нас даже компьютеров настолько мощных не было, не хватало ни памяти, ни скорости работать с таким объёмом данных. Теперь помогли спонсоры, и мы можем вести разработки в едином проекте. Шесть месяцев всё это придумываем, рассчитываем, за два, а иногда и быстрее — собираем».
Репетиция большого спорта
Пабло Итурралде шесть лет назад приехал в Россию из Эквадора. У себя на родине он трудился в цехе сборки автомобилей «Лада», тренировался у русских специалистов, которые и посоветовали поступать в МАМИ. Пабло приехал в Москву и практически сразу попал в студенческий проект по сборке гоночных болидов. На производство авто и участие в соревнованиях команде даётся год. Осенью набирают студентов, желающих попробовать, — сначала это десятки энтузиастов. Через пару месяцев в проекте остаётся 15–20 человек. «С ними идём до победного, — комментирует Пабло. — Если надо, спим прямо здесь. К сессии готовимся уже в процессе сборки».
Команда МАМИ участвует в международных соревнованиях «Формула студент» — университетский аналог «Формулы-1». Студенты из сотни стран собирают, проектируют, пилотируют собственноручно разработанные болиды. Как и «Формула-1», эти гонки — не только конкурс пилотов. В первую очередь, это соревнования инженеров, хотя в отдельном конкурсе оценивают и бизнес-план, и дизайн, и отчёты.
Пока мужская часть команды МАМИ работает над сборкой, две девушки ведут деловую переписку — они занимаются PR-поддержкой проекта, ищут спонсоров — всё, как в большом спорте. Правда, больше половины средств всё равно выделяет вуз. «У нас в стране всё ещё только начинается, — комментирует Пабло. — Сейчас всего две команды от России участвуют — мы и РУДН».
Цех для сборки — внизу, здесь инженеры, которые создавали авто на бумаге, собственноручно превращают проект в машину. Мотки проволоки, чертежи, ящики с инструментами разбавлены на столах и полках игрушечными машинками и даже плакатом с изображением Дарта Вейдера. Рядом с детскими гоночными авто — пять настоящих болидов, собранных в прошлые годы прежними участниками проекта. На каждом — автографы известных гонщиков, которые с радостью приезжают на соревнования и оставляют подписи на болидах юношеской сборки. «А вот подпись победителя «Париж – Дакар» — Эдуарда Николаева из «Камаз-мастер», — рассказывает Сергей Сальников, студент второго курса. В проекте он отвечает за двигатель и систему смазки. — Он к нам приезжал, проводил открытый урок, рассказывал про команду. Она, по рассказам, очень похожа на нашу: так же кипит жизнь, вечно что-то делаем или переделываем. Хотя это, наверное, всегда в автоспорте».
Деталь взаймы
Корпус каждого из болидов, сделанных в прошлые годы, покрыт наклейками из разных стран. «Смотрите, верхняя из Австрии, нижняя — из Германии, — поясняет Сергей. — Каждая отвечает за вид теста: есть разгон, есть тест на торможение, есть на переворот — то есть при перевороте из болида не должна вытекать жидкость: бензин, масло, вода. Также проводится тест на шум: он не должен превышать 120 дБ, соответственно, выпускная система подгоняется таким образом, чтобы соответствовать регламенту соревнований».
Периодически у «опытных» болидов прошлых сезонов откручивают детали — для нового. «Это не навсегда, просто какие-то компоненты нам делают под заказ, и ещё не выполнили, а конструкции собирать и тестировать надо, вот и заимствуем», — говорит Сергей.
Второкурсник Сальников автомобилями увлёкся с детства — «всегда было интересно, почему двигатель устроен так или иначе». Подростком он разобрал старый советский мотоцикл — так и тренировался. «Я его разбирал неоднократно, каждый раз — с какими-то новыми знаниями: как открутить гайку на шпильке, как присоединять каждый элемент, — рассказывает Сергей. — Уже два года в проекте — знаний прибавилось и из учебников, и руками сам поработал — но понимаю, что нам всем ещё учиться и учиться».
«Гоночный болид — это ведь лучшая школа, — рассуждает Пабло Итурралде. — Если ты смог собрать болид — сможешь собрать и трактор. Это грань твоих знаний как инженера, если на обычном ты можешь оставить какие-то запасы, то тут всё чётко — ты должен добиться самого лёгкого авто и самого быстрого авто. Разработки в «Формуле студент» — они на уровне серьёзного большого спорта. Студенты уже делают карбоновые, ультралёгкие детали, придумывают невероятный дизайн обвесов».
Руководитель собирается домой, члены команды, несмотря на поздний вечер, толпятся у стола сборки. Кто-то направляется в соседние лаборатории — обработать детали для будущего болида.
Читайте также | |
---|---|
В Москве может появиться трасса для гонок «Формула-1» |
Дух машины
Студенческая «Формула» — это ярмарка кадров для многих крупных автоконцернов. Здесь присматривают будущих сотрудников — инженеров, дизайнеров, потому как главная составляющая соревнования — качество спроектированного болида. Требования к участию жёсткие — 20 процентов команд традиционно отсеивают ещё до начала соревнований.
Пилоты, трасса, гонка — это часть не самая практическая, но самая зрелищная. Момент, когда машину собрали и нужно её тестировать, в команде доверяют самому опытному пилоту — но затем тестируют все, кто хочет: и дизайнеры, и инженеры. «Машину нужно видеть не только на столе для сборки — её нужно прочувствовать и полюбить», — говорят студенты.
«Я управлял болидом, — рассказывает Сергей Сальников. — Когда первый раз сел за руль, для меня всё было немного непонятно, потому что, управляя обычным автомобилем, ты ощущаешь автомобиль просто как транспортное средство. Управляя спортивным автомобилем, ты понимаешь, что у него есть дух, и не каждому человеку он будет подвластен. Если сам лично собирал его, строил, ты знаешь, как работает каждый компонент, ты проникаешься идеей, ты понимаешь, почему он поворачивает именно так, трогается с места с пробуксовкой и диким рёвом».
В мастерской работа идёт спешно, но не суетливо. В деле сборки можно торопиться, но категорически нельзя спешить.
«Сегодня к вечеру постараемся впервые завести двигатель, — комментирует студент МАМИ Василий Монахов. — Мы ещё не пробовали, потому что двигатель без проводки — это как человек без головы. Электрооборудование и проводка — мозговая часть болида. Вот их-то сегодня и заканчиваем».
«Игуанушка» — ласковое имя будущего болида IGUANA Generation 6. Летом он едет на самый важный этап «Формулы студент» — немецкий. Студенты МАМИ пока не побеждали, но настроены решительно.
«В этом году у нас и обвес будет посимметричнее, а ещё — он будет из карбона, значительно легче прошлогоднего, который делался из стеклопластика, — поясняет студент Владимир, ответственный за дизайн. — Мне кажется, в этом году мы вышли на новый уровень».
«Ну, хорошо, а как думаете, когда весь российский автопром выйдет на дургой уровень?»
«Нет, мы понимаем, русский автопром как бы закаменел, и ругать его принято, — начинают рассуждать будущие инженеры. — Но если смотреть на нынешние тенденции, то тот же АвтоВАЗ показывает в «штучной сборке» очень хорошие результаты. Сейчас обычные студенты занимаются и постройкой болидов, и созданием робокаров, управляемых без водителя. Энтузиазм-то есть!»
Читайте также: Команда Ferrari представила новый болид на сезон «Формулы-1» 2013 года >>