На середину января этого года у отечественных дилеров скопились двухмесячные запасы автомобилей Lada Vesta в дорогих комплектациях. Аналогичные данные приводятся и по некоторым китайским автомаркам. Эксперты aif.ru объяснили, стоит ли на этом фоне ждать скидок на автомашины.
Между тем, запасы нереализованных автомобилей в России растут не только у отечественных производителей. Например, по некоторым оценкам, до 30% ввезенных в 2023 году китайских авто до сих пор также остаются на дилерских складах. Если эти предположения верны, то речь может идти о десятках тысяч машин.
Проблемы со сбытом продукции АвтоВАЗа касаются дорогих моделей. Например, модель Lada Vesta стоит около 1,7 млн руб., и продать их за эту сумму все сложнее из-за конкуренции с новыми китайскими автомобилями.
«Кроме того, в этом году сложилась несколько уникальная ситуация, связанная с избыточным ввозом в нашу страну автомобилей, — сообщил глава ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин. — В сентябре прошлого года рынок „просел“ из-за курса валют, потом подорожали кредиты, а многие производители на эти факторы среагировали не сразу. В результате сейчас на складах скопилось от 100 тысяч штук китайских автомобилей, если не больше».
Если же говорить о моделях LADA, то затоваривание касается именно дорогих моделей. Когда речь идет о бюджетных вариантах, ситуация меняется: например, сегодня наиболее востребована бюджетная модель Granta, которая в кузове седан стоит от 700 тысяч до 1 млн 29 тыс. рублей. Так что если бы АвтоВАЗ смог увеличить ее производство, проблемы со сбытом не возникло бы.
«В условиях затоваривания складов непроданными автомобилями можно ожидать последовательной реализации двух сценариев развития событий, — отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Сначала производители автомобилей не решатся повышать цены, поскольку спрос на них со стороны дилеров упадет. Продавцы же, в свою очередь, также не станут проводить масштабного снижения цен, но делая упор на рекламные акции, надеясь тем самым на восстановление активности покупателей. Затем, по мере дальнейшего затоваривания складов, автодилеры все-таки будут вынуждены пойти на „резку“ цен. Ближайшие два-три месяца покажут, насколько оправдается подобный прогноз».
По словам Хазанова, увеличение числа автомобилей на складах дилеров в значительной мере связано с взрывным ростом импорта из Китая — он в 2023 году скакнул в 5,3 раза — до отметки в 814,3 тыс. штук.
«Думаю, что если скидки и будут, то вряд ли они станут значительными, — заявил глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — Если говорить о „китайцах“, то речь идет прежде всего о новых моделях, 2023 года выпуска, так что особо снижать цены на них никто не захочет. Многое, к тому же, будет зависеть от валютного курса. Подобное „затоваривание“ происходит практически ежегодно, так что вряд ли сегодня нужно рассчитывать на серьезную экономию при покупке. В любом случае, рассчитывать на какое-то снижение цен можно лишь к концу февраля — перед началом сезонного роста спроса».
По мнению Подщеколдина, скидки вполне возможны, причем уже сейчас, но в пределах 10%. На большее пока рассчитывать сложно.
Напомним, что абсолютным лидером по продажам в прошлом году стал АвтоВАЗ, который продал 352 572 машины (+87% к показателям 2022 года). На втором и третьем месте этого пьедестала — китайские марки: Haval, реализовавший в России 188 826 машин (+253%), и Chery, у которого 118 055 проданных автомобилей (рост чуть более чем вдвое).