Раньше подтеки масла в моторном отсеке и в трансмиссии были вполне естественными. Владельцы старых «Жигулей», «Волг» и «Москвичей» говорили, что, если в машине не течет смазывающая жидкость, значит, она закончилась. Однако сейчас техника стала надежнее, и подтеки масла в моторном отсеке должны насторожить. О каких же поломках они могут свидетельствовать?
Старость и усыхание
Герметичность системы смазки обеспечивают различные уплотнительные элементы, такие как сальники, прокладки, манжеты и другие детали. Однако со временем они теряют однородность, и образуются течи моторного масла. Часто они наблюдаются в местах соединения узлов и элементов двигателя, а именно:
— под клапанной крышкой;
— под головкой блока цилиндров;
— в поддоне двигателя;
— на фланце сальника коленвала;
- в масляном фильтре.
Текущее масло может попадать на трубки системы охлаждения мотора, которые со временем под действием масла размягчаются и рискуют порваться. Тогда из-под капота вырывается фонтан горячего антифриза.
Если же масло попадет в привод газораспределительного механизма (ГРМ), то может порваться ремень. В этом случае опасность грозит клапанному механизму.
Неправильная вязкость
Прокладки и сальники текут из-за старости, однако есть и более серьезные неисправности, приводящие к поломкам даже новых деталей. В первую очередь это несоответствие вязкости смазочных материалов рекомендованным значениям. Если залить в мотор масло с высокой вязкостью, да еще и немного превысить допустимый уровень, то при работе мотора давление жидкости увеличится, что приведет к повреждению уплотнителей. Еще это бывает, когда в результате холодов масло загустевает, а водитель, не дожидаясь прогрева мотора, дает ему избыточную нагрузку.
Неисправный фильтр
Давление в системе может нарастать и по другой причине, а именно из-за засорения каналов смазки или из-за загрязненного фильтра. Необходимо осмотреть масляный фильтр. Если масло вытекает под его уплотнением, то причина в нем. Правда, иногда фильтр бывает банально не закреплен. Можно попробовать сильнее затянуть его в резьбе. Если крепление и без того тугое, значит, проблема в самом фильтре и его необходимо заменить.
Сбой в системе вентиляции картерных газов
О работе системы вентиляции мотора многие автомобилисты забывают, а зря. В процессе работы в цилиндрах создается давление в десятки атмосфер. Газы, прорывающиеся сквозь поршни, неизбежно попадают в картер, грозя выдавливанием сальников, прокладок и нарушением герметичности соединений с последующей потерей масла. Выравнивать давление призвана система вентиляции PCV, которая в зависимости от конструкции выбрасывает газы в атмосферу или во впускной коллектор. Однако при больших пробегах клапаны порой закисают, и вентиляция не справляется со своими функциями. Давление растет. Такая ситуация может стать причиной течи прокладки поддона картера и клапанных крышек.
В данном случае машину лучше всего загнать на смотровую яму или так называемую эстакаду. Если повреждена прокладка, то придется снимать крышку, рихтовать ее и корректировать работу клапана PCV.
Неправильная работа клапана PCV может привести к неверному учету поступающего воздуха и приготовлению переобогащенной или переобедненной смеси. В случае разрушения пружины клапана начинается сильный подсос воздуха во впускной коллектор, разрежение в нем падает, растет расход топлива. В итоге мотор загрязняется продуктами неправильного сгорания топлива.
Течь в коробке
Если возникла течь в кожухе маховика сцепления, то начинаются перебои в его работе. Диски проскальзывают, и в динамике машины возникают неоднородность и неприятный запах. О наличии утечки будет сигнализировать замасленная поверхность кожуха сцепления и корпуса КПП. Для замены сальника потребуется демонтировать КПП.
Головка перегрелась
Если подтеки есть в верхней части мотора, то, скорее всего, масло уходит через поврежденную прокладку. Необходимо срочно проверить соединение блока и головки цилиндров. Утечка в этом месте может возникнуть из-за перегрева двигателя, что приводит к деформации алюминиевой ГБЦ. В этом случае внутрь мотора может попадать не только масло, но и антифриз, что сопровождается изменением цвета выхлопных газов.
Чтобы проверить это, необходимо осмотреть маслозаливную горловину. Белая пена на ней — признак попадания охлаждающей жидкости в систему смазки. В этом случае придется не только менять головку, но и искать причину перегрева мотора.