Отечественный завод объявил о приостановках производства. Как отразятся на нем перебои с поставками иностранных комплектующих?
Усложнение международной обстановки вызывает тревогу за отечественную автомобильную промышленность. Если альянс Renault-Nissan сократит свою деятельность в России, то крупнейший завод в Тольятти и ряд других производств могут оказаться в трудной ситуации. Заявленный переход на единую платформу, по сути, превратит российские заводы в промышленные площадки, где ведется сборка автомобилей из иностранных комплектующих.
Единая французская платформа
В последние дни сразу несколько компаний объявили о временной приостановке деятельности в России. К примеру, Ford Motor перестал отгружать комплектующие совместному предприятию Соллерс-Форд, из-за чего предприятие заявило «об уходе в простой с 3 марта». Кроме того, в BMW заявили, что сбои в цепочке поставок повлияют на производство на некоторых заводах концерна. Также компания Bosch, ведущий мировой поставщик запчастей для автомобильной промышленности, заявила о перебоях с поставками деталей в Россию. Трудности испытывает и Nissan. По данным Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК), отгрузку в Россию приостановили большинство крупных производителей автозапчастей, что связано с резким падением курса рубля и неопределенностью на границах. На этом фоне эксперты с тревогой смотрят на деятельность Renault, которому сейчас принадлежит 68% бренда Lada.
Согласно стратегии Renaulution, которую компания Renault представила в январе 2022 года, автомобили Lada к 2025 году полностью перейдут на общекорпоративную модульную платформу CMF-B, которая сейчас используется в Logan и Duster. Это означает, что АвтоВАЗ откажется не только от действительно устаревших платформ Granta и классической «Нивы», но и от сравнительно современной архитектуры для семейства автомобилей Vesta, разработанной под руководством бывшего руководителя Lada Бу Андерсона.
Технические характеристики модульной платформы CMF-B позволят внедрить элементы телематики, активной безопасности и контроля, в том числе активный круиз-контроль, автоматическое торможение, распознавание разметки и дорожных знаков и т. д. Эти системы в будущем станут обязательными для всех автомобилей и войдут в государственные стандарты.
Переход на единую платформу CMF-B позволит унифицировать Лады с автомобилями Dacia и некоторыми моделями других брендов альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.
По заявлениям президента АвтоВАЗа Николя Мора, уровень локализации автомобилей Lada в настоящее время составляет от 50 до 90% в зависимости от модели.
Использование новой платформы CMF-B в будущем сделает эту долю более ровной для всех автомобилей Lada — около 75%.
«Между тем высокие цифры локализации не означают, что в машинах Lada будет стоять до 75% отечественных деталей, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Эти комплектующие хоть и изготавливаются на ряде заводов, открытых в России, но они тоже имеют огромное количество импортных составляющих. К примеру, иностранных деталей много не только в электронике, но даже в отечественных коробках передач. В итоге даже при высокой локализации реальный процент импортных деталей в отечественных машинах может быть очень большой». В этом случае бренд будет почти полностью зависеть от иностранных комплектующих и цен на них.
Как повысились цены на Lada?
Высокая доля иностранных деталей уже сейчас негативно сказывается на производстве. Как только санкционное давление на Россию усилилось, АвтоВАЗ повысил цены на все автомобили. Менее всего в цене выросла классическая Lada Niva Legend. Ее цена повысилась на 63 тыс. рублей.
Granta подорожала на 86 тыс. руб. и теперь стоит от 684 900 руб.
Популярная Vesta подорожала на 170 000 руб., и теперь прайсы на нее начинаются от 1 032 900 руб.
Кроссовер XRAY продают от 1 009 900 рублей, что на 180 000 рублей дороже.
Больше всего поднялась в цене Lada Largus, которая почти полностью изготавливается из импортных комплектующих и представляет из себя Logan первого поколения. Цена Largus поднялась на 247 тысяч рублей, машина стоит от 1 246 900 рублей.
Всего три модели
Однако купить автомобили Lada сейчас не так просто. АвтоВАЗ и московский завод Renault Россия работают с перебоями. Начинаются остановки конвейера. Администрация АвтоВАЗа приняла решение о графике работы предприятий в Тольятти и Ижевске. «5 марта 2022 года объявляется днем простоя с сохранением заработной платы. Период с 9 по 11 марта объявляется днями простоя с оплатой в размере двух третей от среднемесячного заработка», — говорится в сообщении компании.
Тем самым если ситуация с поставками ухудшится, и АвтоВАЗ лишится импортных комплектующих, то предприятие сможет бесперебойно выпускать всего две модели, а именно Lada Niva Legend и Niva Travel. В них примерно 10% импортных деталей, которые можно при желании заменить. Работа по новому поколению Vesta стоит под вопросом.
«Увлечение унификацией не всегда хорошо сказывается на продажах, — рассказывает автомобильный эксперт и инженер Вячеслав Субботин. — Старая платформа Vesta, от которой решено отказаться, имела, конечно, свои слабые стороны, но обладала и достоинствами. У нее отличная подвеска от “Мегана” с крепкими рычагами и подрамником. Старая Vesta хорошо настраивалась и в некоторых моделях даже показывала достойную управляемость. К примеру, Vesta Sport выглядит очень достойно, так же, как и Vesta Cross SW.
В целом ситуация складывается таким образом, что сейчас придется налаживать производство комплектующих внутри страны».
Представители АвтоВАЗа в данной ситуации отказались от комментариев.