По традиции с нового года стоимость автомобилей корректируется в сторону увеличения. Ряд компаний уже объявили о «вынужденном росте цен» и отправили дилерам новые прайсы. Почему это происходит?
Массовый сегмент
Корректировками цены заняты многие автомобильные концерны, в том числе и отечественные. С 1 января 2020 года Волжский завод прибавил к стоимости своих автомобилей в среднем 2-4%. Самый большой скачок цены переживет Lada Vesta. Стоимость базовой комплектации подрастет на 3,8-4% и составит 629 900 рублей, что на 23 тысячи больше, чем сейчас. Автомобили Vesta Sport подорожают на 15 тысяч рублей и будут стоить уже минимум 1 042 900 рублей.
Что касается бюджетной Granta, то в салонах дилеров теперь за нее будут просить на 11 тысяч рублей больше, что на 2,5% выше прежнего, а минимальная стоимость составит 455 900 рублей.
Популярные внедорожники Lada 4×4 прошли через процедуру минимального обновления и станут дороже на 40 тыс. рублей. Однако рост цены пойдет поэтапно, и с 1 января ценник прибавит только 15 тысяч рублей. Классическую «Ниву» будут предлагать за 538 900 рублей.
АвтоВАЗ не остановится на новогодних корректировках цен, следующего повышения нужно ожидать уже через несколько месяцев.
Обновляют прайсы и корейцы. Не дожидаясь нового года, компания KIA объявила, что прибавит к стоимости некоторых своих моделей мнимум по 2-3% . На эту сумму поднимется цена KIA Picanto, все комплектации которого подорожали на 5 тысяч рублей, а хэтчбек Ceed и универсал Ceed SW «подрастут» в цене на 10 000 рублей. Эти модели имеют низкую локализацию в России, отчего очень сильно зависят от таможенных пошлин. Неудивительно, что больше всего подорожал бизнес-седан К900. Теперь за него будут просить на 100 тысяч рублей больше.
Премиальные бренды
Цены повысятся на многие премиальные бренды. К примеру, автомобили Land Rover и Jaguar с 1 января следующего года тоже поползут вверх примерно на 1,5-2,5%. Однако на некоторые легковые модели Jaguar она поднимется еще больше из-за возрастающей ставки утилизационного сбора, повышающегося в 2020 году. Тем самым стоимость «растаможки» для поставщиков новых машин вырастет почти вдвое, а на модели с объемом двигателя выше 3,5 литров общие сборы увеличатся на 145%. В самом популярном сегменте легковых автомобилей с двигателями от 1,0 до 2,0 л они достигнут 112,4%. Неудивительно, что рост утилизационного сбора называется одним из главных факторов повышения стоимости импортируемых машин. Об этом прямо заявляют менеджеры Volvo в России. Автомобили этого концерна станут дороже примерно от 30 тыс. до 110 тыс. руб. в зависимости от модели.
Повышение утилизационного сбора используется правительством как один из рычагов влияния на развитие автомобильных производств в России. В прошлом году запустил свой завод Mercedes, а BMW давно изготавливает несколько моделей в Калининграде. Увеличение утилизационного сбора расценивается как один из стимулирующих факторов для инвестиций в автопром. Тем же концернам, кто уже построил заводы в России, правительство намерено выплачивать компенсации — так называемые промышленные субсидии, которые должны сдерживать рост розничных цен.
Почему растут цены?
Почему России так часто повышаются цены на автомобили? По данным агентства «Автостат», это вполне объективный процесс, а повышение утильсбора — всего лишь один из факторов. По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, рост стоимости машин вызван давно отсроченным макроэкономическим процессом. За последние шесть лет с начала кризиса 2014 года многие компании работали на грани рентабельности и в лучшем случае удерживали цены на уровне себестоимости, чтобы закрепить за собой рынок. Теперь же, с ростом пошлин и с отменой некоторых государственных программ, они пытаются выйти на грань окупаемости. Производство машин глобальными корпорациями не может ограничиваться только локальными зонами, потому как поставки комплектующих идут по среднерыночным европейским ценам. Значит, и цены на российские автомобили иностранных и отечественных марок и в дальнейшем будут ползти вверх.
В связи с этим после Нового года цены на автомобили тоже продолжат расти, уверен директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. За шесть лет они уже поднялись в среднем на 70%, в уходящем 2019 году многократные повышения в целом составили 7%. Поэтому в 2020 году рост цен тоже приблизится к 5-8%.