Китайская компания Changan ведёт свою историю с 1862 года и сейчас входит в топ-20 промышленных производителей страны. Сначала под этой маркой выпускалась в основном военная техника, позже — коммерческий транспорт. Впрочем, автобусы и грузовики производятся и по сей день, а вот легковые машины начали выпускаться относительно недавно и под брендом Chana. Ещё одним серьёзным направлением компании является производство двигателей, как своих собственных, так и лицензионных. Например, на одном из 15 китайских заводов выпускают моторы SkyActiv концерна Ford Mazda Engine Co. В линейке автомобилей, продаваемых в Китае, 10 моделей: седаны, хетчбэки, минивэны и кроссовер. Он-то в компании седанов Raeton и Eado и начал поставляться в Россию в конце прошлого года.
Китайцы идут по проторенной дорожке корейцев и понимают, что пока не имеют своей сильной дизайнерской и инженерной школы. Поэтому они либо имеют свои студии в Европе, либо заказывают создание автомобилей известным ателье. Changan может позволить себе четыре научных центра, расположенных в Великобритании, Италии, США и Японии. Всё это поднимает машины компании на вполне конкурентоспособный уровень, и это не пустые слова. Ежегодно с логотипом в виде стилизованной буквы V (от Victory — «победа» и Value — «ценность») выпускается 2 миллиона автомобилей.
Changan CS35 относится к классу компактных внедорожников. Некоторые добавляют к представителям этого класса приставку «городской», чтобы сразу ограничить ареал обитания. К тестируемому автомобилю это относится только в том, что он не имеет полного привода.
Внешность CS35, созданную итальянцами, можно отнести к достоинствам этого автомобиля. Она стильная и при этом не радикальна, сбалансирована, но не скучна. Присутствуют все необходимые современному кроссоверу элементы — грани на капоте, стремительные линии на бортах, брутальные колёсные арки и аэродинамический козырёк над пятой дверью. Changan имеет своё вполне симпатичное лицо, и, глядя на него, можно найти какие-то детали, свойственные другим автомобилям. Каким именно — не понятно. Силовую мускулатуру машины явно рисовали с чистого листа. В декоре присутствует четыре вида материалов: собственно кузов (можно выбрать из 6 цветов), хром на решётке радиатора, чёрный пластик в массе по контуру автомобиля и на рамках дверей, а также матовый пластик под металл как защита днища, на рейлингах и в декоративных элементах пазов для противотуманных фар. Аляповатости такой набор не создаёт, на богатстве не настаивает, но особенно и не скромничает.
Внешняя привлекательность соседствует с отличной сборкой. Все детали подогнаны с ровными тонкими зазорами, ничто не проминается от незначительного нажатия. Двери закрываются очень мягко и с приятной тяжестью. Нет ощущения как от консервной банки, которое бывает от других китайцев. На всех стыках плотные двойные резинки. Единственный неприятный момент возник, когда после съёмки салона промёрзший датчик багажника не хотел срабатывать и писком давал знать, что дверь якобы открыта. Чуть более грубый хлопок крышки — и инцидент исчерпан. Вообще, CS35 попищать любит — при заведённом двигателе он сообщает о каждом открытии любой двери, о непристёгнутом ремне безопасности водителя, и в несколько другой тональности — о начале движения как назад, так и вперёд.
Попадая в салон любого китайца, человек «в теме» делает глубокий вдох, чтобы оценить концентрацию запаха фенола. В Changan его нет: пахнет кожа, остался слабый аромат сервисной зоны и другие тона, свойственные новому автомобилю. Используется пластик хорошего качества, и опять же отличная сборка. «Сверчок» появлялся после ночёвок при -20 °C в передней пассажирской двери и пропадал после того, как машина прогревалась. Интерьер спокойный, а акценты делают вставки из матового пластика под металл и небольшие хромированные детали. В самой дорогой версии Luxe АТ сиденья кожаные с контрастной красной отстрочкой и перфорацией на боковых деталях. Верхняя часть отделана серой тканью, но не настолько светлой, что на ней будут оставаться следы от любого касания. Материалы вроде бы недорогие, но это скрывается их удачной комбинацией и качеством сборки. О том, что это китаец, я вспомнила, только заметив крепление на крышке пола багажника — оно было посажено на изрядную порцию застывшего геля и для верности вкривь и вкось закреплено небольшими болтиками.
Несмотря на топовую комплектацию, у CS35 только ручная регулировка положения сидений. Впрочем, настроек по трём направлениям хватает для того, чтобы комфортно разместиться за рулём, который регулируется только по высоте. С точки зрения посадки, ничего особенного Changan не предлагает — нормальное рабочее положение на кресле со спокойным рельефом, обзор хороший, по эргономике просчётов нет. Диван второго ряда никак не регулируется, но спинка имеет небольшой угол наклона, и сидеть там удобно. Особенно приятно в салоне наличие карманов на каждой двери, подстаканников и ещё нескольких мест для хранения всякой мелочи, а также подсветки для второго ряда, крючков для одежды, ручек вверху и внизу. Отлично выглядит оформление стыка центральной консоли и тоннеля, в нише которого есть две розетки, порт USB и AUX. Кстати, нужно быть внимательным к рычагу переключения коробки, он передвигается в коридоре без обычного нажатия педали тормоза, так что лучше не пускать детей за руль без присмотра.
Продуманным и хорошо организованным оказалось багажное пространство. При стандартном положении его объём составляет 337 литров, при сложенном втором ряде сидений — 1251 л. Спинка дивана складывается в пропорции 2:1, и происходит это очень легко. В багажнике есть полочка сверху, панель пола, под ней пенопластовый ящик с отделениями, и в самом низу — полноценная запаска. До «нижнего яруса» можно добраться, только если сложить спинки сидений. Если убрать пенопластовый короб, то появится ещё несколько десятков литров полезного объёма. Очень важно закрепить все детали при сборе конструкции в изначальном виде. Так, попавший под спинку сиденья ремень безопасности заставил поискать, что же такое начало биться где-то сзади.
Ещё одно приятное отличие Changan от китайских собратьев — отсутствие васильковой подсветки и пестроты приборов. Правда, и мультимедийных экранов тут нет. Основная информация перед глазами водителя — два больших колодца с тахометром и спидометром, два маленьких — с температурой и уровнем топлива, посередине — мониторчик бортового компьютера. На красивой центральной консоли, экран которой становится невидим при ярком солнце, регулировка климата и музыки. Всё окрашено приятным, по-европейски сдержанным голубым свечением, которое становится менее интенсивным при включении фар. У кондиционера только шайбы управления, без указания температуры, поэтому устанавливать климат нужно «на ощупь». Звук из 6 динамиков оказался очень приличным и даже позволил сделать басы посерьёзней. На рулевом колесе кнопки, управляющие громкостью музыки, и круиз-контроль, присутствие которого скорее удивило, поскольку функция только недавно стала выходить за рамки бизнес-класса.
Отдельной гордостью Changan является новый двигатель разработки собственного британского центра — алюминиевый BlueCore. Двойная система фаз газораспределения, технология DOHC, небольшой вес и низкий коэффициент трения обещают мощь и низкий расход топлива. В итоге мотор объёмом 1598 см³ может развить 113 л. с. и 152 Нм при 4000–5000 об./мин. А вот аппетит у необкатанного двигателя, как у растущего организма, приличный: на трассе при скорости около 90 км/ч он «кушал» больше 9 л на 100 км, снизив расход при рабочем движении выходного дня до 8,7 (по тех. характеристикам должно быть на 1,5 л меньше). Достоинство именно этой модели — автоматическая коробка передач от японского Asin. Да, всего четыре ступени, да, старовата конструкция, но пару с двигателем они составляют отличную. По крайней мере, по ощущениям.
Ход педалей у CS35 короткий, и они чувствительны к нажатиям, поэтому большого давления достаточно для мягкого старта. Если нажать посильнее, то колёса срываются в букс с таким азартом, что пару раз срабатывала EBD, а окружающие начинали коситься на непонятный кроссовер с замашками спорткара. Несколько таких стартов и пара резких остановок подняли вопрос об адекватности настроек, но, разглядев жёсткие зимние шины с шипами и массивными блоками, вопросы по управляемости я сняла с повестки. Шины не обеспечивали должного сцепления с промёрзшим асфальтом, поэтому нужно было закладывать и запаздывание в динамике при начале движения, и более длинный тормозной путь при остановке.
По трассе автомобиль идёт уверенно, только если нет колеи. Обгоны возможны практически на любой скорости, и даже на 120 км/ч Changan, как всегда готовый пионер, рвётся вперёд, предлагая приличный запас мощности. Коробка очень незаметно повышает передачи — без рывков и очень вовремя. При кик-дауне она сама опускала ступень, причём так быстро, что нужды переходить в ручной режим не было. А вот руль с электроусилителем показался пустым — в поворотах нужно было постоянно корректировать направление. И совсем некомфортно кроссовер вёл себя на асфальтовой колее: приходилось буквально вцепляться в руль, чтобы ловить глиссирующий по волнам CS35. Такое поведение связано и с жёсткостью подвески, которая настроена на европейский лад и, вероятно, не любит морозов. Мелкие неровности лишь ощутимы, а более крупные можно проезжать и на 20 км/ч, и на 40, и на 60 без пробоев. Видимо, и здесь не обошлось без участия западных специалистов.
Клиренс в 18 см дал возможность съехать с асфальта на занесённую грунтовку и покидаться снегом на лесной поляне. И вот тут эти же шины сделали из горожанина настоящего проходимца, жалко — без полного привода. Тяговитый на низах двигатель тащил CS35 по любой, правда, не очень глубокой целине. Неожиданная проблема возникла при выезде назад на дорогу, когда нужно было подняться на полотно и пробить снежный наст. Первая попытка пройти ходом не увенчалась успехом — колёса слишком рано начинали буксовать. Тогда коробку поставили в ручной режим на первую передачу и пошли на подъём ещё раз. Сцепления хватило, и автомобиль вернулся на расчищенный асфальт. Но через некоторое время коробка в возвращённом автоматическом режиме перестала поднимать передачи даже при раскрученном до 5000 оборотов двигателе. Вручную не удалось поднять передачу выше третьей, и какое-то время пришлось тащиться в правом ряду за трактором. После небольшого отдыха в 10 минут работа механизма возобновилась, и можно было продолжать движение в обычном режиме. Хочется верить, что такой сбой был вызван электронной программой защиты Asin, а не его выходом из строя.
Нужно отметить отдельную работу по шумоизоляции салона. Шум от работающего двигателя на холостых оборотах, по данным производителя, составляет 38,5 дБ (шелест листвы в лесу оценивается в 40 дБ). И это похоже на правду. Но во время движения сначала проявляется гул от шипованных шин, около 80 км/ч что-то начало гудеть в районе задней оси, а на 100 км/ч прибавились свисты от боковых зеркал. При этом нет типичной дроби от ударов камешков о дно или арки колёс.
На российском рынке Changan CS35 представлен в четырёх комплектациях, цены на которые начинаются от 549 000 рублей. Младшая Standart включает одну подушку безопасности, ABS, систему распределения тормозных усилий (EBD) и систему помощи при экстренном торможении, тканевый салон, передние электростеклоподъёмники и ещё несколько опций. Автоматическая коробка передач есть только в одной версии — максимальной Luxe AT за 699 000 рублей. Она отличается несколькими опциями, в том числе люком с электроприводом, системой крепления детских кресел Isofix, круиз-контролем и т. д., а для полного успеха не хватает лишь подогрева сидений и даже зимнего пакета.
Выводя на рынок модель компактного кроссовера с автоматом, Changan сразу попадает в один из самых востребованных сегментов, в котором пока есть ещё где развернуться. Многие его соотечественники не ставят на свои автомобили «автоматы», и поэтому наиболее близкими становятся кореец Kia Soul (от 739 900 руб.) и японец Nissan Juke (от 775 000 руб.). И уже сопоставимые по цене, но более бедные по оснащению Peugeot 2008 (от 679 000 руб.) и Skoda Yeti (от 799 000 руб.). Единственный соперник, который вряд ли почувствует появление нового игрока — Renault Duster (от 625 000 руб.).
Changan CS35 оставил после теста самые приятные впечатления. Через несколько часов общения автомобиль начинает раскрываться. Конечно, наряду с достоинствами есть ещё недостатки, но воспоминания о цене сдвигают акцент. Если поставщики сумеют быстро обучить персонал, подготовить сервисы, создать склад запчастей и расширить опции (защита двигателя и противотуманки будут очень полезны), то это будет шах для корейцев и других игроков на поле городских кроссоверов.
Плюсы
- привлекательная внешность,
- невысокая цена.
Минусы
- из-за новизны модели могут быть проблемы с сервисами и запчастями,
- отсутствие полноценной мультимедийной системы.
Технические характеристики Changan CS35 (данные производителя)
Габариты (длина / ширина / высота), мм: |
4160 / 1810 / 1670 |
Колёсная база, мм |
2560 |
Снаряжённая масса, кг |
1365 |
Объём багажника, л |
595 / 1700 |
Тип кузова |
кроссовер |
Количество дверей / посадочных мест |
5 / 5 |
Двигатель, тип: |
4-цилиндровый рядный, DOHC |
Рабочий объём, см³ |
1598 |
Максимальная мощность, л. с.@об./мин. |
113 @ 6000 |
Макс. крутящий момент, Нм@об./мин. |
152 @ 4000–5000 |
Трансмиссия |
4АКПП, гидромеханическая |
Тип привода |
передний |
Передняя подвеска |
МакФерсон, независимая со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска |
полузависимая, торсионная |
Разгон до 100 км/ч, с |
18 |
Макс. скорость, км/ч |
180 |
Расход топлива средний, л/100 км |
8,3 |