Примерное время чтения: 4 минуты
16402

Немецкий «Москвич». Кто помог СССР запустить в серию первую малолитражку?

Семьдесят пять лет назад советская промышленность начала выпуск первого легкового автомобиля, предназначенного для личного использования гражданами. Назывался он «Москвич-400». Первые партии разошлись по смежным предприятиям для испытаний, а уже в 1947 году автомобиль с 35-сильным мотором поступил в свободную продажу. Советская пресса утверждала, что модель была создана отечественными специалистами на основе трофейных чертежей и вывезенных из Германии машин Opel Kadett. Американцы из General Motors утверждали, что в СССР были отправлены конвейеры целиком со всей имеющейся технической документацией. Так кто же дал жизнь первой отечественной малолитражке?

Довоенная история

Разработка автомобиля для массового потребителя началась в СССР еще до войны. При участии Ford в 1930 году у Московской окружной железной дороги были возведены цеха филиала горьковского завода. Собирали там Ford A и Ford AA. В 1939 году завод разросся до самостоятельного предприятия Глававтопрома и назывался уже «Московский автомобильный завод Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ). Специально для него разрабатывается машина не для ведомственных парков, а для личного пользования граждан. За основу был взят малолитражный «Форд Перфект» с кузовом купе. Модель получила название «КИМ-10». Однако в Кремле остались недовольны машиной. Небольшие размеры салона и двухдверный кузов вызвали критику, а как пример удачной компоновки был представлен Opel Kadett. Инженеры КИМ попытались быстро внести изменения, но начавшаяся война поставила крест на выпуске «КИМ-10». К вопросу о производстве малолитражных машин в Москве правительство вернулось уже после войны.

26 августа 1945 года постановлением Государственного комитета обороны СССР № 9905 был утвержден опытный образец новой машины. Первому послевоенному автомобилю накануне празднования 800-летия Москвы было присвоено имя «Москвич». Автомобиль как две капли воды был похож на Opel Kadett образца 1939 года. Сейчас стали известны подробности рождения «советского Opel».

Немецкий след

Так как Opel Kadett еще до войны был положительно оценен правительством СССР, в Наркомате промышленности решили привезти из побежденной Германии завод целиком. Проблема была в том, что часть заводов Opel находилась в американской зоне оккупации. С союзниками договорились быстро, так как по союзному соглашению СССР мог претендовать на интересующие предприятия в других зонах ответственности. За заводом в Рюссельсхайм отправилась целая делегация работников автомобильной промышленности. Но производство в Рюссельсхайме ранее подверглось массированным бомбардировкам, и многое оборудование было повреждено, а техническая документация утеряна.

Поэтому советский автомобиль пришлось создавать практически заново, но участвовали в этом не только советские инженеры.

Как пишет «За рулем», в Государственном архиве Российской Федерации обнаружились документы, проливающие свет на историю рождения первого «Москвича». По инициативе СССР в оккупированной Германии было создано Управление по изучению достижений науки и техники. Оно взаимодействовало со всеми наркоматами СССР, и среди перечня тем значится «Проектирование кузова и изготовление мастер-моделей, конструирование кузовных штампов для малолитражного автомобиля „Москвич“». Сроки — с 15 декабря 1945 по 1 мая 1946 года. На работы было отпущено 471,5 тысячи марок.

Доработка автомобиля проводилась в Германии силами нанятых немецких специалистов. Заказы на отдельные части раздавались уцелевшим предприятиям и бюро. К примеру, изготовление кузовной оснастки поручили мастерской ESEM (Erzgebirgische Schnittwerkzeuge und Machinenfabrik GmbH) в городе Шварценберге.

Предприятие ESEM стало основой Технического бюро кузовостроения, где по заданной советским заказчиком теме изготовили деревянную мастер-модель четырехдверного «Москвича». Инженеры подготовили 268 комплектов рабочих чертежей на кузов, а также 319 алюминиевых форм. Всего же от Министерства автомобильной промышленности в Германии действовало 11 бюро, где трудилось 33 русских специалиста и 440 немецких. Восполнить утраченную документацию и изготовить оснастку удалось в течение года. Поэтому машина так быстро встала на конвейер.

Характеристики автомобиля

Первый «Москвич-400» был выпущен 4 декабря 1946 года. Несущий кузов имел четыре двери, распахивающиеся навстречу друг другу. Салон вмещал четырех человек, включая водителя. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель имел объем 1,1 л, мощность 23 л. с. при 3600 об/мин. и крутящий момент 54 Нм при 2000 об/мин. Вместе с силовым агрегатом работали 3-ступенчатая коробка передач и заднеприводная трансмиссия. Они позволяли развивать скорость в 90 км/ч.

Независимая рычажная передняя подвеска, две продольные листовые полуэллиптические рессоры в задней и дорожный просвет в 190 мм делали «Москвич-400» актуальным для наших дорог.

С декабря 1946 по 1954 год было выпущено почти 250 тысяч автомобилей в разных вариантах кузова: седаны, фаэтоны, кабриолеты и даже пикапы. В 1954 году увидел свет модернизированный автомобиль «Москвич-401», а уже летом 1958 года появился новенький «Москвич-407» с «проамериканским» крылатым кузовом седан и новым 45-сильным мотором.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах