Многолетние попытки пересадить чиновников различных рангов с иностранных автомобилей на отечественные вновь получили свое продолжение. Теперь экономией бюджетных средств озаботились власти Камчатского края. По данным «Известий», врио губернатора Владимир Солодов предложил использовать практику широкого привлечения такси для перевозки работников администрации. При этом парк служебных автомобилей может быть сокращен, а персональные машины будут положены только для губернатора и его заместителей. Остальным госслужащим предложено вызывать автомобили такси для поездок по служебным надобностям. Каждая поездка будет оплачиваться администрацией, однако теперь можно будет отследить, куда и зачем передвигался тот или иной чиновник. Тем самым удастся сократить число случаев использования машин в личных целях. Освободившиеся автомобили предложено продать, а количество транспортных единиц в правительственном автопарке Камчатки решено сократить. По предварительным расчетам, за год таким образом удастся сэкономить почти 21 миллион рублей.
Попытки пересадить чиновников на общественный транспорт уже предпринимались. Правда, делалось это не для экономии средств. Так, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в 2018 году поручил местным госслужащим на неделю отказаться от машин и пересесть на автобусы и трамваи. По его словам, важно, чтобы они ходили по городу и выясняли, как расчищают от снега тротуары, дворы и дороги. Эксперимент был временным и не стал прецедентным.
«Волга» не выдержала эксплуатации
Идея отказа от иномарок не нова. Проблемой массового засилья дорогих автомобилей среди чиновников сначала озаботился Борис Немцов, ставший в 1997 году первым заместителем председателя правительства. По его протекции 1 апреля 1997 года президент Борис Ельцин издал указ, запрещающий закупку дорогих иномарок для использования для государственных нужд. Чиновникам предлагалось приобретать «Волги» и другие отечественные автомобили, доступные тогда на рынке.
Вскоре более половины автопарков различных министерств перешли на продукцию заводов ГАЗ и УАЗ. Однако низкое качество отечественных автомобилей не только вызывало нарекания госслужащих, но и оборачивалось перегрузом мастерских. Постоянная эксплуатация автомобилей в Москве с ее плотным трафиком вызывала частые поломки машин.
Свободных «Волг» в парке было не найти, так как треть из них оставалась на ремонте. Водителям и слесарям приходилось работать ночами, чтобы отремонтировать персональный транспорт, а утром вновь возвращаться на работу. Естественно, это не могло понравиться.
Кроме того, представительские функции «Волги» значительно уступали современным машинам иностранного производства. Ездить на автомобилях старых конструкций, разработанных еще в 70-е годы, стало непрестижно. В итоге всеми правдами и неправдами госслужащие высоких рангов стремились оставить в служебном пользовании иномарки.
Из-за невозможности замены представительских машин отечественной продукций президент скорректировал свое распоряжение и в 1999 году вновь разрешил закупки дорогих автомобилей. Между тем «Волги» в министерских парках продолжали служить вплоть до прекращения их производства в 2000-х.
Иномарки отечественного производства
Идея более активного использования отечественных машин в автопарках государственных служб не уходила совсем. В 2008 году на совещании по поддержке отечественного автопрома председатель правительства Владимир Путин поддержал предложение смены приоритетов чиновников с иномарок на отечественные автомобили. Тогда же по стране прокатилась волна отказа от дорогих автомобилей иностранного производства. К примеру, губернатор Амурской области Олег Кожемяко своими распоряжениями обязал больше закупать российских автомобилей. Однако подходящих представительских машин российских брендов тогда тоже не было. Для работы в правительственных парках обычные малолитражки не годились. Ситуацию решили более изящно, чем в 90-е.
Компания Toyota построила завод под Санкт-Петербургом и начала выпуск так необходимых рынку седанов Camry. Эти сравнительно недорогие, красивые и очень надежные автомобили стали пользоваться массовым спросом среди органов государственной власти различных уровней. Автомобили Toyota Camry изготавливаются в России по полному циклу и считаются продукцией отечественного автопрома.
Как уточнил тогда спикер Совета Федерации Сергей Миронов, запретами или предписаниями нельзя создать хороший автомобиль. Только честная конкуренция за государственный заказ всех российских автопроизводителей, выпускающих различные модели, позволит обеспечить спрос на машины и довести положительную идею до успешного воплощения.
Сейчас в автопарки государственной власти закупаются автомобили российского производства под марками Toyota, Renault и др. Появление в 2018 году нового бренда Aurus, изготавливающего представительские машины высшего класса, позволит наконец потеснить с рынка немецких производителей, которые поставляли свои лимузины для высших лиц государства.