Электромобили и гибриды становятся все более популярны в мире. Налоговые льготы и низкая цена электроэнергии по сравнению с бензином способствуют росту продаж в Японии, в Европе и в США. Однако в России, ввиду ее сурового климата к подобному транспорту возникает много вопросов. В рамках подготовки к Форуму «Агентства стратегических инициатив» (АСИ) и Фонда Росконгресс «Сильные идеи для нового времени» оценивается эффективность электрических автомобилей для отечественного рынка.
При каких условиях такие средства передвижения окажутся полезными в России, рассказывает эксперт, автор идей альтернативного транспорта в субъектах РФ Алексей Порошин.
Насколько эффективны электрокары для зимних условий эксплуатации?
Современные электромобили достаточно эффективны в условиях зимы. Такие вопросы возникают потому, что у людей сформировались стереотипы о невозможности использовать электротранспорт зимой.
Как контраргумент можно привести Норвегию, которая является лидером по росту электротранспорта в мире. Холодный климат никак не мешает ее жителям использовать электромобили в повседневном передвижении. Важным отличием эксплуатации электромобиля зимой является отсутствие необходимости прогревать его, обогрев салона начинается мгновенно, а использование таймера позволяет прогревать салон перед поездкой, не используя заряд батареи, а от сети.
Что касается сокращения пробега в зимний период, то действительно, по законам физики чем холоднее реагенты АКБ, тем медленнее их реакция, следовательно, вам доступен меньший пробег. Кроме того, при экстремальных температурах бортовой компьютер и вовсе может заблокировать резерв энергии в батарее для ее сохранности, поскольку АКБ — самый важный и дорогой компонент электромобилей. К примеру, так делают электромобили Tesla, предупреждая, что часть накопленной энергии в электромобиле в холодную погоду может быть недоступна. Туда даже добавляют индикатор снежинки рядом с данными запаса хода.
Впрочем, подобный резерв предусмотрен практически во всех современных электромобилях, потому что разрядка батареи в полный ноль — один из самых нежелательных моментов для «здоровья» аккумуляторной батареи электромобиля, кроме того, она может быть критична зимой, так как бортовые системы электромобилей не всегда корректно отображают километраж. Поэтому у современных электромобилей в зимних условиях сокращение пробега составляет порядка 35% на коротких и 20% — на длинных дистанциях.
Надо сказать, что то же самое происходит у автомобилей с ДВС. Одного и того же объема бака зимой хватает на меньшее количество пробега, сокращение составляет порядка 15%. У автомобилей, использующих газ, снижение эффективности в зимние периоды составляет 20-25%.
Какова критическая температура для электрокаров?
Батареи электромобилей чувствительны к температуре. При этом они одинаково плохо переносят крайне высокую и слишком низкую температуру.
Важно знать, что холодная погода не враг электромобилю и его батарее. Гораздо больший ущерб аккумуляторной батарее может нанести ее перегрев. Единственный минус — зимой запас хода объективно становится меньше из-за блокировки резерва емкости и активного использования климатических систем. В жаркую погоду при перегреве батареи происходит ее деградация, что гораздо хуже.
Как завести электрокар при падении заряда в -30 градусов?
Правильный ответ — никак. Потому что если резко упал заряд, то это уже поломка и прямой путь в сервис. Если же водитель не рассчитал запас батареи, то это решается так же, как с любым другим автомобилем, у которого кончилось топливо. Единственный способ «оживить» свой электрокар — это чтобы тебя дотащили до зарядной станции. Причем буксировка электромобиля является и зарядкой. Это возможно благодаря рекуперации. По сути, колеса выполняют функцию динамо-машины, вырабатывая электричество и заряжая батарею. Но не в -30 градусов, конечно. При такой температуре эта функция автоматически отключается.
Какие регионы России пригодны для их эксплуатации?
Точно известно, что электромобили используются в Краснодарском крае, в Мурманске, Норильске, Иркутске, Хабаровске (кстати, в Приморском крае их наибольшее число в РФ), Барнауле, Омске, Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге. По сути, электромобиль можно использовать везде, где есть электрические сети.
В 2020 году более активно покупаются подержанные электромобили, рост более 40%. Больше всего электромобилей в I полугодии покупают в Иркутской области, Приморье, Краснодарском крае.
Каков ресурс батареи?
Надо сказать, что батарея электромобиля — достаточно выносливое устройство. Хотя бы тот факт, что гарантия многих автопроизводителей на батарею составляет от 6 до 8 лет, говорит об этом. Все зависит от того, как использовать батарею. При правильном использовании деградация будет составлять в среднем 2% в год. Основные правила долгой жизни батареи:
— Не заряжать батарею на 100% и не разряжать до 0%.
— В идеале сохранять заряд в пределах 20-80%.
— Полностью заряжать электромобиль рекомендуется только перед дальними поездками.
— Минимизировать быструю зарядку постоянным током, особенно при высоких температурах окружающей среды, чтобы не перегревать батарею.
— Максимально избегать экстремально высоких температур нагрева батареи.
— Электромобиль должен не простаивать, а интенсивно использоваться по назначению.
Сокращается ли ресурс вместе с ростом емкости?
Теоретически нет. Фактически статистика отсутствует в связи с тем, что современные батареи не так давно эксплуатируются и нет возможности собрать достаточное количество информации.
Какое время требуется для зарядки мощной батареи?
Сейчас любая современная батарея набирает заряд в 80% за 30-40 минут. Дальнейшая полная зарядка не рекомендуется по причинам, описанным выше.
Насколько вредно влияние переменного электромагнитного поля на людей в электрокаре?
Результаты последнего исследования, проведенного по заказу Евросоюза норвежской независимой научной организацией SINTEF, опровергают опасения, которые высказывались некоторыми владельцами транспортных средств на электротяге и гибридном приводе, о значительном превышении норм электромагнитного излучения и возможных негативных последствиях для здоровья человека в подобных машинах.
Результаты исследования SINTEF показали, что во всех случаях воздействие полей составляло менее 20% значений, рекомендованных Международной комиссией по защите от неионизирующих излучений (ICNIRP). Аналогичные показатели у автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями составляли около 10% от уровня, рекомендуемого ICNIRP как безопасный для человека.
Также научные исследования показали, что самым вредным в плане влияния ЭМП на человека транспортом является метрополитен. На втором месте — пригородные электропоезда и общественный транспорт на электротяге. Там уровень излучения гораздо выше из-за более мощных электроустановок.
Есть ли в России мощности для переработки отслуживших срок аккумуляторов?
Есть. На сегодняшний день работают два завода по переработке в Челябинске и Ярославле.
Что выгоднее: газ или электричество?
Стоимость 1 км пробега автомобиля на газе составляет в среднем 2-3 рубля, электромобиля — 0,5-1 руб.
Сопоставимы ли расходы на возведение газовой инфраструктуры и электрической?
Нет. Если мы говорим про строительство АГНКС, то надо понимать, что компримированый газ на станции должен постоянно находиться в температурном коридоре от +16 до +17 градусов. Также надо понимать количество оборудования, используемого для его сжижения при получении из газопровода, охлаждения/нагрева, сжатия и транспортировки по системе. Затраты на строительство и монтаж такой системы весьма высоки. АГНКС на 8 постов обойдется в сумму порядка 200 млн рублей. Сюда не входят затраты на осуществление технологического присоединения и на строительство газопровода-связки.
В зарядной инфраструктуре суммы ниже. Сама станция для быстрой зарядки на 2 поста стоит порядка 2-2,5 млн рублей. Опять же в расчет мы не берем затраты на осуществление технологического присоединения и на строительство кабельной линии.
Кроме того, зарядная инфраструктура практически не требует затрат на ее обслуживание, самой распространенной проблематикой являются системные ошибки ПО, которые зачастую решаются дистанционно.