Госпрограмма утилизации старых автомобилей будет продолжена в 2015 году. Из госбюджета на её реализацию выделено 10 миллиардов рублей, а в будущем году обещают дать ещё 10 миллиардов — об этом заявил в начале декабря глава Минпромторга Денис Мантуров. Но так ли легко стать её участником? Выяснила Надежда Кузьмина.
По обновлённой программе утилизации, запущенной в 2014 году, скидку на покупку нового авто отечественного производства могут получить как физические, так и юридические лица. Скидка составляет от 40 до 50 тысяч рублей за легковушку и от 300 до 350 тысяч за грузовик или автобус.
Правда, на днях программа утилизации оказалась в центре скандала: по данным СМИ, до 44 процентов сданного по программе автотранспорта… вернулось на вторичный рынок. Оказалось, что недобросовестные утилизаторы использовали программу для собственного обогащения. Что не помешало продлить её действие на следующий год.
Справка
С 1 сентября 2014 года в рамках государственной программы утилизации было продано 146 тысяч автомобилей разных типов. Совокупный доход бюджета за трёхмесячный период до конца года составит 12,5 млрд рублей за счёт только НДС и акциза.
Две недели на утилизацию
Мы с моей маленькой красной «Окой» вместе уже пять лет. Проблем с парковками нет — везде поместится, бензина «ест» мало, да и модель необычная — «Люкс». Но пора расставаться пришла — всё больше средств уходит на поддержание её состояния. Госпрограмма утилизации — чем не возможность? Да и я уже давно мечтаю о новой машине — «Ладе Калине». Решено. Отправляюсь в салон, где торгуют новыми «Жигулями».
Девушка на ресепшене прямо с порога охлаждает мой запал: «Программы утилизации у нас нет. Точнее, она была, но всего несколько дней. Деньги закончились, которые выделялись, — объясняет сотрудница автосалона, — было очень мало сертификатов. В этом году уже ничего не будет, а что на следующий год — неясно. У нас пока никакой информации нет».
В автосалоне пусто. Желающих приобрести новое авто нет. Зато много менеджеров.
«Первый раз я приезжал, утилизации ещё не было, а теперь — уже нет», — включается в разговор молодой человек. Он тоже приехал в салон, чтобы узнать о программе утилизации автотранспорта. Хочет избавиться от старой «копейки» и купить «Ниву».
«Она была с сентября по октябрь. Потом закончилась, опять возобновилась в ноябре на 2 недели и снова закончилась, — добавляет сотрудница автосалона, — но у нас есть программа трейд-ин, которая действует постоянно. Можно обменять старое авто на новое со скидкой. Правда, на оценку принимаются только машины не старше 6 лет, а если авто старше, его в такую программу не возьмут».
Мой «Оке» уже восемь лет. Рассчитывать нам с моей старушкой в этой программе не на что — помочь может только программа утилизации.
Машины идут нарасхват
«Но, может, будет утилизация всё-таки?», — решаюсь попытать счастья у другого менеджера. Вдруг он более осведомлён в этом вопросе.
«Деньги выделили на 2015 год. Оставляйте ваш номер телефона, говорите, какую модель хотите, и когда её к нам доставят, мы вам позвоним, — отвечает менеджер по имени Александр, — после того, как модель придёт, мы её с вами осмотрим и забронируем. Затем выпишем сертификат на утилизацию».
«И с этого момента я буду без машины?»
«Мы всё оформим в один день, — уверяет Александр, — вы только оставите у нас копии всех документов и машину, а сами с номерами поедете в ГАИ. Там у вас заберут оригиналы документов, ПТС и выдадут справку и карту учёта. Именно эти документы — основание для того, чтобы сделать вам скидку по программе утилизации».
«А как же утилизационный сбор?»
Александр удивлённо округляет глаза: «Нет. Больше ничего платить не надо. Только в ГАИ все пошлины. А взамен мы делаем скидку — 50 тысяч рублей. Но сейчас "Калин" в наличии нет. Все разобрали, они у нас уходят буквально как горячие пирожки. На этот год поставки мы уже сформировали, поэтому только на следующий год мы сможем привезти вам машину. Стоить она будет от 330 тысяч рублей. Это предварительная цена, так как из-за кризиса и цены на валюту всё может измениться».
«А куда вы денете мою машину после того, как я сниму её с учёта?» — не покидают меня мысли о судьбе моей подруги.
«Мы не задавались этим вопросом, — честно отвечает Александр, — может, под пресс, а может, и на запчасти. Утилизатор сам уже решает, что с ней делать».
Получается, что фактически программа утилизации старых автомобилей на конец 2014 года не работает. Деньги хоть и выделены, но до поставщиков новых машин ещё не дошли, как и большинство популярных моделей авто. Остаётся только надеяться, что в наступающем 2015 году ситуация изменится.