598

Легковые малолитражки? Что означают привычные всем автомобильные термины

Классификация транспортных средств появилась в середине прошлого века, когда начался выпуск различных классов автомобилей. Их структурировали по типам, которые нашли воплощение в советских ГОСТах. Именно оттуда в сленг шоферов вошли новые термины, которые не всегда были понятны обывателям. Какой же смысл в них вкладывался советскими инженерами?

Легковые транспортные средства

В Советском Союзе с 1966 года действовала система так называемой Единой отраслевой нормали. Это были стандарты, задававшие типологию в автомобильной промышленности. Деление автомобилей происходило по объему двигателя и по сухой массе транспортного средства, то есть без установленного оборудования, масел и других жидкостей, с пустым баком, без пассажиров и груза. Кроме того, шло разделение по назначению транспортных средств. Частично нормативы 1966 года перешли в действующие документы, в том числе в Международный стандарт ИСО 3833.

Если автомобиль имеет массу меньше 3,5 т, то он считается легким или легковым. Транспорт массой свыше 3,5 т называется тяжелым.

Автомобиль, предназначенный главным образом для перевозки людей и их багажа и имеющий не более 9 посадочных мест, включая место водителя, по действующей классификации считается легковым. Под это описание попадают крупные внедорожники и микроавтобусы. Если в салоне на штатных пассажирских сиденьях могут разместиться более 8 человек, то это уже автобус.

Малолитражки

В Советском Союзе легковые автомобили разделялись также по объему двигателя. Особо малый класс — объем мотора до 1,1 л. В СССР в эту категорию попадали такие машины, как ЗАЗ-965, «Ока», «Москвич-400», ЗАЗ-966, ЗАЗ-1102 «Таврия».

Малый класс — объем от 1,1 л до 1,8 л. Это и есть знакомые всем малолитражки. К ним относились эпохальные «Москвич-402», ВАЗ-2101, «Москвич-408», ВАЗ-2103, «Москвич-412», ВАЗ-2106. Это были самые массовые автомобили в стране. Иметь такую малолитражку было очень престижно.

Средний класс предполагал использование двигателя от 1,8 л до 3,5 л. К таким машинам относилась ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга».

Большой класс предполагал объем мотора свыше 3,5 л. К нему относились ГАЗ-М12, ЗиМ, ГАЗ-13 «Чайка». Эти машины расходились исключительно по распределению, в свободной продаже их не было.

Высший класс советских легковых машин служил для обеспечения нужд правительства и партийных руководителей. К нему также относились машины с мотором объемом свыше 3,5 л. Долгое время высшее руководство страны перевозили ЗИЛ-111 и ЗИЛ-114.

Современные буквенные обозначения

Сейчас старая классификация не всегда используется, термин «малолитражный автомобиль» уже недостаточно хорошо определяет назначение транспортного средства. К примеру, моторы объемом 1,8 л могут ставиться и на большие седаны и кроссоверы. Поэтому сейчас в ходу иная классификация, основанная на габаритах машины и объеме салона.

  • А — небольшие легковые автомобили для городских поездок. Максимальные размеры: длина — до 3,6 м, ширина — до 1,6 м.
  • В — компактный автотранспорт для городских поездок. Размеры автомобиля — до 3,9 м в длину и до 1,7 м в ширину.
  • С — так называемый гольф-класс. Размеры кузова автомобиля могут достигать 4,3 м в длину и 1,8 м в ширину.
  • D — класс семейных автомобилей, к которым относятся вместительные хэтчбеки и седаны с габаритами до 4,6 м в длину и 1,8 м в ширину.
  • Е — к этой категории относятся седаны и лифтбеки бизнес-класса. В длину такие машины достигают 4,6 м, а в в ширину — более 1.8 м.
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество